Быть или не быть?
Все чаще и чаще на уроках в школе мы можем наблюдать такую картину: ученики держат в руках не печатную книгу, а электронную и на просьбу учителя приготовить для работы тексты литературных произведений начинают уверенно «тыкать» пальчиками в монитор планшета, а порой – с нешуточной скоростью нажимать на кнопочки мобильного телефона. Что это? «Смертельный приговор» книге как печатному изданию? Или способ быстро решить проблему поиска информации?
Да, мир не стоит на месте и постоянно развивается. И в этом развитии скорость получения информации играет определяющую роль, поэтому технический прогресс предоставляет для этого все новые – надо сказать, быстро становящиеся привычными – способы. В нашем 21 веке, где не последнюю роль играют Интернет и всевозможные гаджеты, люди все больше читают электронные версии текстов с экранов компьютера, нередким явлением стали аудиокниги. Но значит ли это, что печатные книги и библиотеки утратили своё значение и не пользуются популярностью у современного читателя? Именно этим вопросом – об актуальности в настоящее время печатной – бумажной! – книги – мы и «озадачились».
Отправным пунктом для ответа стал проведенный нами социологический опрос ста старшеклассников нашей гимназии, учеников 10-11-х классов, более половины которых, как выяснилось, читает художественную литературу чаще, чем раз в месяц.
Интересно было узнать, что ученики – также чуть больше половины опрошенных – продолжают посещать библиотеки и достаточно часто берут там книги. Остальные используют в качестве библиотеки стационарный компьютер и другие, помимо компьютера, электронные устройства, где есть возможность для чтения и воспроизведения художественной литературы. К таким устройствам относятся электронная книга (5%), телефон (10%), плеер (13%) и планшет (13%).
При поиске художественных произведений в электронном виде ученики в большинстве случаев обращаются к поисковым системам и файлообменным сетям, пользуются – но гораздо реже – электронными библиотеками, хотя этот ресурс в последнее время является общедоступным и распространенным. Например, почти каждый вуз имеет собственную электронную библиотеку, ссылка на которую размещается обычно на сайте образовательного учреждения. А на сайте НГУ размещены ссылки на электронные библиотеки Новосибирска и России. Можно сказать и том, что такая крупнейшая библиотека нашего города, как Новосибирская областная научная библиотека, имеет свой электронный каталог, который облегчает поиск нужной информации. Например, сейчас, когда наша гимназия подключена к единой образовательной сети «Дневник.ру», мы можем обращаться к электронной библиотеке, имеющейся на этом сайте. В библиотеке «Дневника» представлено несколько тысяч художественных произведений, в первую очередь те, которые изучаются по школьной программе. Конечно, заслуживают внимания электронная библиотека Максима Мошкова (http://lib.ru) и Интернет-библиотека Алексея Комарова (http://ilibrary.ru) – их нам рекомендуют наши учителя (нужно отметить, однако, что выбор шрифта в библиотеке Мошкова можно считать спорным).
Популярность аудиокниг, как пишут в одной из статей об аудиокнигах на просторах Интернета, сейчас не очень высокая, но через пару лет всё изменится. И это положение подтверждается тем, что ученики одного из опрошенных 9-х классов гимназии практически не обращаются к аудиокнигам, но довольно востребованными они оказались у учеников 10-11-х классов. Да, благодаря аудиокнигам можно сэкономить не только минуты, но и часы и вместе с тем «самообразоваться» или просто приятно провести время. Здесь есть свои плюсы: для прочтения обычной книги нужно освещение и хотя бы какое-то минимальное пространство и «закрепленность» в нем, а аудиокнигу можно слушать в любой обстановке – в метро, в дороге, на перемене в школе, дома перед сном, лежа на мягком диванчике (вспомним предупреждение: читать лежа – вредно!). Можно слушать аудиокниги на разных языках: на английском, немецком, французском, испанском, тем самым улучшая своё произношение и речь, тренируя слуховую память. Но – и это, пожалуй, минус – никак не подключается при этом зрительное восприятие, а это для визуалов, разумеется, плохо…
И все-таки большая часть опрошенных отдает предпочтение бумажному варианту книги. С чем это связано? Вовсе не с отсутствием выхода в Интернет. Оказалось, что наше продвинутое молодое поколение все-таки любит книгу не как источник информации, а как некий магический предмет (можно сказать, произведение искусства), который даже шелестом страниц, процессом их «переворачивания», особым «книжным» запахом вызывает положительные эмоции. Может быть, это предвкушение того момента, когда ты можешь оторваться от суеты и бешеного темпа современной жизни, посидеть в тишине и не отвлекаться на «всплывающие окна», мигающие и призывные рекламные ролики, сообщения о том, что ты стал победителем в очередном (никогда и не проводившемся!) розыгрыше призов.
В общем, печатные издания все еще актуальны, и вопрос «быть или не быть» книге (именно как книге, а не электронному тексту) решается однозначно – быть! Хотя не лишним нам показалось сравнить качество печати книг «нынешних» и выпущенных в советское время, притом, что на полках магазинов мы видим книги современных издательств, а в школьных и домашних библиотеках чаще встречаются книги, напечатанные в СССР.
Мы заметили, что в изданиях советского периода большое внимание уделялось указанию характеристик печати, но в то же время многие советские книги печатались порой мелким, неудобным для чтения шрифтом, а цвет букв иногда из черного явно превращался в серый, что, конечно, и по сей день – ведь мы пользуемся этими книгами – вызывает неудобство при чтении. Шрифт в современных книгах разный, в зависимости от издания, но книги выпускаются на более светлой бумаге и буквы пропечатаны вполне ярко, для того, чтобы создать необходимый контраст. К тому же, при имеющейся тенденции делать акцент на изображении, картинке (вспомним о популярности комиксов), современные книги с красочными иллюстрациями являются более «комфортными» для чтения.
Итак, несмотря на широкое распространение Интернета и электронных устройств, современный читатель выбирает печатные книги и продолжает ходить в библиотеки. Наверное, в этой ситуации «срабатывает» принцип самосохранения нации и ее традиций – ведь когда-то, причем не так давно, наша страна считалась самой читающей страной в мире.
Комментарии
Маргарита replied on Постоянная ссылка (Permalink)
Отличная статья; правдивая,
Полина replied on Постоянная ссылка (Permalink)
Спасибо, Маргарита. Приятно
Добавить комментарий