Горькое вино победы
Честно говоря, до недавнего времени я мало что знала о Евгении Носове. Изучив его биографию, я нашла несколько интересных фактов. Он родился в семье потомственного кузнеца, в 1943 году, не закончив школу, ушел на фронт и воевал в противотанковой артиллерии в армии маршала К.К. Рокоссовского. Незадолго до конца войны он получил серьезное ранение и победу встречал в госпитале. Этот период его жизни отражается в рассказе «Красное вино победы». После госпиталя он закончил школу и уехал жить в Казахстан, где вскоре начал печататься в журналах.
Литературные критики относят Носова к писателям «деревенской прозы» и «окопной правды». В своих рассказах он не описывает ни сражений, ни жестоких схваток, они внешне очень спокойны.
«Красное вино победы». Согласитесь, не совсем обычное название. Из всего произведения он выделяет такую важную деталь, как долгожданный глоток вина за победу. Но, к сожалению, не все смогли дожить до этого великого дня. В произведении, действия которого происходят в госпитале, таким примером служит Копешкин. Накануне смерти он получил письмо от своей семьи, к которой он собирался приехать, но не смог, не дожил до этого радостного дня. Даже не ответил. И вкус победного вина не почувствовал… Тут у автора-повествователя возникают вопросы: «А за что все-таки боролись солдаты? Какова цена победы?» В конце рассказа автор отвечает на этот вопрос. А боролись они за свой родной обжитый уголок, за семью, чтобы у них было светлое и полноценное будущее.
Эти же вопросы находят отражение в произведении «Кукла». Повествование начинается с описания автором его родного села, его природы: «В этом месте река, упершись в несокрушимую девонскую глину, делает поворот с таким норовом, что начинает крутить целиком весь омут, создавая обратно-круговое течение. Ну а ночью у омута и вовсе не по себе, когда вдруг гулко, тяжко обрушится подмытый берег или полоснет по воде плоским хвостом, будто доской, поднявшийся из ямы матерый хозяин-сом». Эта пейзажная зарисовка показывает, что жизнь в селе кипит, не стоит на месте. Основные события в рассказе происходят спустя 10 лет после окончания войны. Автор-повествователь возвращается в родное село, которое очень изменилось: «Не стало приглубых тягунов быстрин, где прежде на вечерней зорьке буравили речную гладь литые, забронзовелые язи». Это сравнение «до» и «после» не случайно. Природе не просто так придается такое большое значение: именно она является отражением души людей в довоенное и послевоенное время.
Поворотным сюжетным моментом является встреча автора-рассказчика со своим старым знакомым Акимычем. Во время войны Акимыча контузило, и иногда «разволновавшись, он внезапно утрачивал дар речи, язык его будто намертво заклинивало, и Акимыч, побледнев, умолкал, мучительно, вытаращенно глядя на собеседника и беспомощно вытянув губы». В этот день автор застал его именно в таком состоянии. Виной тому была кукла, валяющаяся на земле возле школы. По ее описанию становится ясно, что привело Акимыча в негодование: «Она лежала навзничь, раскинув руки и ноги, <…> глаза выдавлены, а на месте носа зияла дыра, прожженная, должно быть, сигаретой. Кто-то сорвал с нее платье, а голубенькие трусики сдернул до самых башмаков, и то место, которое прежде закрывалось ими, тоже было истыкано сигаретой». Описание повергает в шок. Кто мог совершить этот безнравственный поступок?
Я полностью разделяю негодование Акимыча. А самое страшное, на мой взгляд, заключается в том, что люди видят эту куклу и ничего с этим не делают, идут мимо, каждый по своим делам. Для автора страшно, что «детишки бегают – привыкают к такому святотатству», а учителя тоже мимо проходят. Носов восклицает: «Чему же ты научишь, какой красоте, какому добру, если ты слеп, душа твоя глуха!»
Вслед за автором я задумалась: почему же люди так поступают? Возможно, это война повлияла на них. Они уже не раз видели жестокость, и история с куклой не кажется им чем-то из ряда вон выходящим. Но вопрос состоит в другом: за это воевали солдаты? Думали ли они о том, что в мирное время найдется место таким эпизодам? Акимыча волнует, почему кто-то поступил так с куклой, ведь она сделана по образу человеческому и является символом детства. Фашисты поступали так с людьми, как с этой куклой. Будучи человеком не равнодушным, Акимыч бережно хоронит куклу, как настоящего человека. Рассказ заканчивается словами героя: «Всего не закопать...»
Добавить комментарий