Back to top

«Кот-ворюга» К.Г. Паустовского

Рассказ «Кот-ворюга» был написан К.Г. Паустовским в 1935 году. Это произведение входит в сборник рассказов «Летние дни».

Жанр рассказа выбран автором не случайно, ведь рассказ – небольшое произведение, в котором описывается эпизод, случай из жизни героя. Случай из жизни рыжего кота описан в произведении. Этот эпизод, возможно, стал решающим в судьбе центрального образа.

Главным героем К. Г. Паустовского в рассказе «Кот-ворюга» является рыжий кот, доставивший немало хлопот, но в итоге ставший «хозяином и сторожем» в доме и в саду.

Почему героем выбран именно рыжий кот? В детских сказках кот – решительный, независимый и хитрый, но всегда вызывающий уважение. Именно таким он и описан К. Паустовским: «ловко прятался», «бродяга и бандит». Цвет также выбран не случайно. Со стародавних времен считалось, что рыжие коты приносят счастье. Также, желтый, оранжевый, рыжий – цвета солнца, веселья и добра. При прочтении о проделках рыжего кота возникает ассоциация с рыжим хулиганистым мальчишкой. Рыжий цвет выступает здесь как символ непослушания, озорства. Также можно провести параллель с еще одним героем сказок – рыжая лиса, ловкая и озорная.

Кличка – Ворюга – была дана коту за его проделки: «он воровал все», утащил кукан с окунями, «украл со стола кусок ливерной колбасы». Но звучание клички не несет осуждающей характеристики, скорее отношение автора к выходкам кота снисходительное.

«Оправдывает» народные приметы о рыжем коте главный герой только в конце рассказа. Что же предшествовало такому преображению?

Рассказ начинается с описания поступков и выходок кота, а также автор дает оценку тому, как ребята относятся ко всему происходящему: «мы пришли в отчаяние», «поклялись поймать кота и вздуть его за бандитские проделки». К. Г. Паустовский примерно одну треть рассказа отдает на то, чтобы рассказать о хулиганских действиях главного героя – это направлено на раскрытие его характера, постепенно нарастает и эмоциональное напряжение. Кот долгое время ухитрялся совершать свои «подвиги»: «через неделю удалось наконец установить..», «почти месяц мы потратили…».

Завязка сюжета вынесена в середину рассказа, когда кот крадет кусок ливерной колбасы и лезет с ним на березу. Он попадает в безвыходную ситуацию и решается на «отчаянный поступок»: ищет спасения под домом, хотя тем самым только усугубляет свое положение, так как «выхода оттуда не было».

Итак, кот-ворюга пойман. Здесь кульминация рассказа. Логично предположить, что рыжий кот понесет какое-то наказание за свои шалости. Но мудрым судьей выступает мальчик Ленька, который считает, что наказание кота не исправит («У него с детства характер такой») и предлагает путь добра. Почему же именно так решает автор поступить с хулиганом? Ответ кроется в описании кота, после того, как его поймали: «это оказался тощий, несмотря на постоянное воровство, огненно-рыжий кот», «кот ждал, зажмурив глаза». Глядя на него, к ребятам приходит понимание его поступков, ведь кот был никому не нужен и вел себя так от безысходности и одиночества. И воровал он не из-за хулиганского характера, а был вынужден сам добывать себе пищу. И если сначала читатель осуждает рыжего кота за его действия, но здесь осуждение уступает место жалости и сочувствию.

Последняя треть рассказа посвящена описанию преображения кота-беспризорника в «хозяина и сторожа». Ворюга оценил «наказание» добром и перестал воровать, прижился в доме и «даже совершил благородный и неожиданный поступок»: проучил кур, забравшихся на стол и клевавших гречневую кашу. Доброта ребят сменила настороженность и отчаяние кота на доверие и уверенность, на дружбу и понимание своей значимости и полезности. Ему не хватало внимания, заботы и любви людей. Эта часть рассказа является развязкой сюжета.

Надо отметить, что куры сначала выступают в качестве соучастников шалостей, эдакая веселая ватага мальчишек: кот разрыл банку с червями, «их он не съел, но… сбежались куры и склевали весь наш запас червей». После того, как кот прижился в доме, он стал выполнять правила сам и следить за дисциплиной во дворе, в связи с чем, куры и петух Горлач теперь «опасались воровать» и «увидев кота, …прятались под домом».

И если в начале произведения кот выступает как хитрый и наглый персонаж, то в конце читатель видит уже совсем другой образ. Это доброта, отзывчивость и великодушие мальчишек меняет главного героя, добро всегда побеждает зло!

В рассказе К. Паустовского мы видим всего две пейзажных зарисовки. Причем расположены в тексте они друг за другом. Первая – описание дома и сада вокруг: «дом  маленький», «стоял в глухом заброшенном саду». Именно здесь и ищет спасения рыжий кот, когда попадает в сложную ситуацию. Рождаются параллельные образы: одинокий кот – заброшенный сад. На контрасте возникает второй пейзаж: «душистые высокие травы», озеро, желтая цветочная пыльца. Это мир вокруг рыжего кота, мир солнечный и яркий. Такой прием помогает понять глубину одиночества главного героя.

В ходе повествования встречается много юмористических зарисовок и комичных сцен: «кот, потерявший всякую совесть», «это было уже не воровство, а грабеж средь бела дня», «кот уронил колбасу, она упала на голову Рувиму» и многие другие. Вероятно, такое изложение, как и краткость текста, выбрано К. Г. Паустовским для того, чтобы детям было интересно и легко прочитать рассказ и понять основную мысль произведения.

Гаврилова Алина, 3 класс, МАОУ гимназия № 12

У нас в семье сохранился старенький сборник рассказов К. Г. Паустовского. Он был издан в 1994 году, в городе Ростов-на-Дону, издательством Ростовского университета. Я взял его в руки только тогда, когда мы писали изложение к рассказу автора «Кот-Ворюга». В классе мы прочитали отрывок, а дома я вспомнил про тот сборник.

В заголовке «Кот-Ворюга» я сразу почувствовал, что этот кот, не простой кот. Автор называет его вором, ворюгой, это кот-бродяга, бандит. Он потерял всякую совесть. Он обворовывал, он грабил среди белого дня, у него были бандитские проделки. Какие темные краски сгущает автор и обрушивает на этого бедолагу! За что? Что заставило кота с дикими глазами совершать такие безобразия? Темные краски постепенно сгущались. Внутри меня как будто зазвучали напряженные ноты нижнего регистра моего кларнета. Полилась тревожная музыка со сложными пассажами и переходами.

Бегу глазами по тексту дальше. Вот автор рисует «портрет» этого бессовестного кота. Да! Те характерные эпитеты вполне соответствовали его внешнему виду: разорвано ухо, отрублен кусок грязного хвоста, сам рыжий... В какие же ситуации попадал наш «герой»? Мой кларнет «изнывает» от боли, пальцы пробегают по клапанам с тяжестью, с какой-то скрытой грустью и скорбью.

Жалко кота-ворюгу?  Почему он дошел до такой жизни? Почему автор обрушивает на кота столько нелестных эпитетов? Или это авторская задумка, или он произносит эти слова немного, шутя и посмеиваясь, но кот-ворюга, действительно, постоянно вредил. Он воровал все: рыбу, мясо, сметану, хлеб, даже утащил кукан с десятью жирными окунями и кусок ливерной колбасы...

Грабеж, да и только! Босяцкие выходки кота не давали покоя, и всем это действовало на нервы. И вот кот попален и предстал, наконец-то, во всей красе: Огненно-рыжий, с большими подпалинами на животе, уши прижаты, хвост под себя! Явно – кот-беспризорник. Да, это так. Что делать, как прожить этому коту? Картина мрачная, но мой кларнет почему-то «поет» победную мелодию. Среди мрачных нот нижнего регистра вдруг пробивается маленький луч света и смутной надежды. Веселее забегали по клапанам пальцы, ноты дружным строем устремились на верх.

Но люди-то думали-гадали, как наказать кота за его проделки, А кларнет все выводит и выводит... и не хочет согласиться с таким решением.

Вот приходит спасение: Не выдрать, а накормить. Это Ленька, босоногий мальчишка того времени, сын деревенского сапожника, тот который славился бесстрашием и ловкостью, именно Ленька нашел решение: накормить как следует.

Напряжение моего кларнета спадает совсем. Теперь он играет победный гимн. Играет восторженно, громко, радостно...

Накормить! Кот ел больше часа, потом стал мыться, поглядывать на всех. Он растянулся у печки и захрапел. Так кот прижился. Теперь автор показывает благородный поступок людей, которые вместо наказания – «плетки», дали Ворюге «пряник». Они обогрели оборванца, приютили его, дали ему кров. Всех поразил неожиданный поступок этого кота. Он стад охранять двор от ворюг-кур, и бил петуха-горлача. Кот стал чувствовать себя хозяином, сторожем и перестал бояться. Из Ворюги он был переименован в Милиционера. Да, теперь он блюститель порядка!

Перечитываю рассказ еще раз. Все события развиваются стремительно. Пальцы бегают...

Вот наш кот несется через огороды с окунями в зубах, то уже сидит на березе с куском ливерной колбасы, то он под домом, откуда несется непрерывная ругань нашею Ворюги. И вот, наконец-то, он из бродяги и Ворюги превращается в друга, помощника. Черные краски исчезают совсем. Воровские глаза его уже требуют благодарности.

Автор показывает стремительное перерождение кота-ворюги в хозяина и сторожа-милиционера. Все заканчивается благополучно: больше кот не воровал. А что потребовалось для этого? Накормить, обогреть, проявить внимание и заботу. К. Г. Паустовский мастерски представил нам эту развязку. Читать и перечитывать рассказ было интересно.

Может быть великие композиторы, читая подобные рассказы, и внутренне переживая как и я происходящее в них, после создавали прекрасные музыкальные шедевры, прошедшие через века и дошедшие до наших дней.

Буду рад встретиться с рассказами К. Г. Паустовского и дальше, в старших классах, дать оценку его мастерству по мере моего взросления и поучиться авторскому видению окружающей действительности.

Сырнев Марк, 4 класс, МБОУ СОШ № 197

Поставь лайк

Вверх
Проголосовали 45 пользователей.
Автор: 

Комментарии

Добавить комментарий

Target Image