Back to top

Человек долга

31

Жизнь не шутка и не забава, жизнь даже не наслаждение, жизнь – тяжёлый труд... Не исполнение любимых мыслей и мечтаний, как бы они возвышенны ни были, исполнение долга – вот о чём следует заботиться человеку, – так писал когда-то И.С. Тургенев, известный русский писатель.

 

Человек долга. Легка ли его жизнь? Умеет ли он мечтать, быть счастливым?

Сегодня мы знаем: человек долга – разносторонняя личность. Нам очень повезло.

 

Рядом с нами есть такой человек.

Тамара Николаевна Быкова считает, что «научилась просто, мудро жить». Предшествовало этому «во всём мне хочется дойти до самой сути: в работе, в поисках пути, в сердечной смуте...». Она именно так и живёт, всё время схватывая нить судеб, событий.

Родилась Тамара Николаевна 11 сентября 1944 года в г. Новосибирске. Её мать, Анна Федоровна, и отец, Николай Михайлович, в любви и согласии прожили вместе 55 лет. Всю войну родители проработали на заводе «Сибсельмаш»: отец, имеющий инженерное образование, был начальником 9-го цеха, мама – экономистом. Именно они научили девочку порядку и трудолюбию.

Тамара Николаевна хорошо помнит своё послевоенное детство и вынесла из него не самые яркие впечатления. «Детям войны, оставшимся без родных, близких, – вспоминает она, – жилось трудно: впроголодь, часто без добротной одежды и обуви, без отцовской заботы и материнской ласки». Эта участь, слава Богу, миновала Тамару Николаевну. Её родители были заводчанами и здесь, в тылу, выполняли фронтовой заказ.

«Пора юности безмятежной» подарила Тамаре Николаевне счастливые дни. Училась она в средней школе № 70, в очень дружном и душевном коллективе. Класс был «звёздный»: из него вышло на выпуске 11 медалистов! «Да и состав учителей считался сильным, – признаётся Тамара Николаевна. – Отсюда и высокие результаты». Со своими одноклассниками Тамара Николаевна поддерживает отношения до сих пор: они перезваниваются, договариваются о встрече, общаются, помогают друг другу. Примечателен факт, когда на 75-летии школы, приветствуя всех, в зале со своих мест встало 18 человек бывшего 10 «А» класса 1961 года выпуска.

После окончания школы хорошистка Быкова Тамара поступила в мединститут, но, проучившись год, решила, что медицина не её призвание, и сдала документы в НГУ, где уже обучались её сестра и подруга. Затем была работа в Центральной заводской лаборатории Сибсельмаша, где в обязанности инженера-химика Тамары Николаевны входил анализ разного рода материалов для производства военной техники и вооружения. Ответственная должность, что и говорить. Тамара Николаевна справлялась. Когда мы спросили её, чем был продиктован выбор учительской профессии, она ответила, что как-то само собой пришло понимание истины: умеешь сам – передай частицы знаний своим ученикам. А они были у Тамары Николаевны уже тогда, в лаборатории: начинающие инженеры, начальники цехов и участков, рядовые лаборанты.

Вскоре, в 1981, пришла на преподавательскую работу в Новосибирский химико-технологический техникум им. Д.И. Менделеева, где обучала студентов в течение 15 лет.

1996 год Тамара Николаевна считает переломным моментом: она влилась в большой и интересный коллектив педагогов школы № 89, и трудится в нём по сей день.

По словам Тамары Николаевны, работать с детьми ей очень нравится, нравится пробуждать в учениках интерес к своему любимому предмету – химии, наблюдать, как дети жадно стремятся «совершать открытия».

Помимо учебной деятельности, Тамара Николаевна организует и всю военно-патриотическую работу в школе. В её обязанности входит постановка сотрудников на воинский учёт, контакты с ребятами допризывного возраста, организация мероприятий по линии ГО МЧС, конкурса строевой подготовки «Аты-баты». Свою работу Тамара Николаевна строит умело, со знанием дела. Благодаря её личной заинтересованности, у школы налажены отношения с отдельным батальоном связи, а также с Новосибирским спецназом. Учащиеся нашей школы выезжают в эти подразделения на экскурсии, где знакомятся с новейшим стрелковым оружием, а офицеры-саперы демонстрируют взрывные устройства, рассказывают о технике безопасности и правилах поведения в экстремальных ситуациях.

Тамара Николаевна – убеждённый сторонник того, что в школе необходимо заниматься военно-патриотическим воспитанием, она делает для этого всё возможное. Так, под её руководством ребята уже второй год подряд завоёвывают в районном конкурсе строя и песни «Аты-баты» почётное второе место. Воспитывает Тамара Николаевна ребят и на личном примере: когда речь заходит о гражданском долге каждого совершеннолетнего гражданина мужского пола – о службе Отечеству – она не забывает сказать, что её сын Олег после окончания НГГУ (бывшего НЭТИ) отслужил в армии, чем очень гордятся оба, потому что мужчина должен уметь защищать Родину.

Твердость характера Тамары Николаевны, вероятно, объясняется тем, что все женщины в их роду, по материнской линии, были целеустремлёнными, волевыми, сильными. Этими чертами отличался нрав бабушки Фёклы Андреевны, которая участвовала в воспитании внучки. Дед – Фёдор Гуренков – был по характеру человеком покладистым, мягким, доброжелательным, работящим. Поэтому и удалось их семье стать не абы какой, а зажиточной.

Интересна история переселения его со смоленской земли на сибирскую.

Возвращаясь после революции 1917 года со службы домой (ехал с Дальнего Востока), он с однополчанином вышел на станции Ново-Николаевск. Город понравился Фёдору, и он принял решение переехать. В селе Битки Сузунского района, куда прибыла семья, нищета была страшная. Бабушке приходилось в прямом смысле пахать на себе. Дед, помимо крестьянской работы, владел искусством выделки кож, был грамотным человеком.

Трагически сложилась его судьба: в 1937 году его расстреляли. Впоследствии он был реабилитирован. «Это немаловажный факт, но ведь дедушку не вернёшь», – сетует на жестокое время Тамара Николаевна.

Как не вернёшь и троих её дядьёв – сыновей деда Фёдора и бабушки Фёклы.

Но память о них жива: будучи однажды в 15-ой средней школе, Тамара Николаевна обнаружила, что в Книге Памяти есть имена двоих дядьёв – Ильи Фёдоровича и Тимофея Фёдоровича. Они были призваны на военную службу из Новосибирска.

Не менее интересна судьба Сычевых Марии Кирилловны и Михаила Павловича – дедушки и бабушки Тамары Николаевны по линии отца. Дед всю войну гонял составы со снарядами и вооружением на фронт. Когда ехал за новой партией, ещё с предыдущей станции включал гудок, и все знали: снаряды уже должны быть на платформе.

За самоотверженный труд дед после войны был награждён орденом Ленина. Бабушка обеспечивала надёжность семейного тыла, во всём помогала мужу, была его первой советчицей, много работала. «Вот такими они были людьми, – вспоминает с теплотой Тамара Николаевна, – молодыми, выносливыми, очень ответственными».

Когда мы спросили Тамару Николаевну, какими она хочет видеть своих учеников, она ответила: «Добрыми, умными, современными, т.е. идущими в ногу со временем. Школа даёт такую возможность саморазвития и самореализации каждому ребёнку. Единственное, что хотелось бы видеть – приток молодых кадров, их заинтересованность и преданность делу».

Тамара Николаевна пожелала своим коллегам здоровья, семейного благополучия, радости. Напоследок она, разоткровенничавшись, на вопрос «О чём мечтаете?» ответила: «О внуках. Жду не дождусь их появления. Люблю детей. Вот только Олег (сын) не торопится. А ведь время летит...»

Что после нас осталось? Что мы вообще смогли? Какую каплю – малость Мы в жизнь людей внесли?

Свою каплю Тамара Николаевна вносит в Реку жизни и сегодня, за что мы ей глубоко благодарны и желаем, чтобы источник её энергии, ума, сил не иссякал.

Поставь лайк

up
Проголосовали 11 пользователей.
Автор: 

Добавить комментарий

Target Image