Back to top

Большие деньги не согреют сердца

Ровно 179 лет назад Чарльз Диккенс написал произведение «Рождественская песнь в прозе». За это время святочный рассказ с привидениями, как назвали его критики – современники автора, экранизировался почти двадцать раз. Предположу, что немногие юные зрители знают: отдельные сюжетные элементы данного произведения встречаются в таких известных мультфильмах, как «101 далматинец», «Маша и медведь», «Барби». Самая первая экранизация «Рождественской песни в прозе» состоялась в 1901 году. Мне хотелось бы представить свою рецензию на экранизацию 2009 года режиссера Роберта Земекиса.

Центральной мыслью произведения и экранизации является влияние денег на жизнь человека. Даже в истории публикации произведения и его экранизации они тоже сыграли особую роль. В 1893 году Диккенс договорился сам оплатить издание книги в обмен на процент от прибыли с ее продажи. Первый тираж в 6 000 экземпляров продавался по цене в пять шиллингов (что равно 24 фунтам стерлингов в 2020 году), он был продан к сочельнику. Однако такая прибыль не устроила автора, и он был глубоко разочарован. А вот режиссеру Земекису экранизация принесла солидную прибыль от проката: она составила 325 286 646 долларов при бюджете 200 миллионов.

Отзывы современников Диккенса на произведение были почти все одинаково положительными: The Illustrated London News, литературный журнал «Атенеум», Уильям Мейкпис Теккерей, Поэт Томас Гуд, Теодор Мартин, Маргарет Олифант считали, что эта история «впечатляет красноречием», ставит читателя «в доброе расположение духа с самим собой, друг с другом, с временем года и с автором», является «сказкой, которая заставляет читателя смеяться и плакать, раскрывать свои объятия и открывать своё сердце для милосердия даже к тем, кто его не любит», является «изысканным блюдом, которое можно поставить перед королём», «национальным благом для каждого мужчины или женщины». Рецензент Tait's Edinburgh Magazine, который обычно критиковал работы Диккенса, хорошо отозвался о «Рождественской песни», отмечая, что это «замечательная книга, тонко чувствуемая и рассчитанная на то, чтобы принести много общественного блага». В дни её первой публикации она считалась «новым Евангелием».

Центральный персонаж Скрудж, возможно, был создан под влиянием противоречивых чувств Диккенса к своему отцу, которого он одновременно любил и демонизировал. Считается, что в первой части книги, посвящённой одинокому и несчастливому детству молодого Скруджа и его стремлению к деньгам, чтобы избежать бедности, «есть нечто вроде самопародии на страхи Диккенса о самом себе»; части книги, в которых показано состояние Скруджа после внутренних изменений, представляют оптимистичный взгляд Диккенса на самого себя. Взгляды Скруджа на бедных являются отражением взглядов демографа и политического экономиста Томаса Мальтуса.

Мне довелось посмотреть экранизацию «Рождественской истории» от режиссёра Роберта Земекиса (2009). Фильм создан с использованием технологии захвата движения. Метод анимации персонажей и объектов, при котором анимация создаётся не вручную, а путём оцифровки («копирования») движений реального объекта (прежде всего, человека) и последующего переноса их на трёхмерную модель.

Экранизация и её персонажи почти полностью соответствуют книжному прообразу.

Автор пытается показать хмурость и жадность Скруджа через фрагменты сюжета. Свою жадность Скрудж проявляет ещё в начале истории, когда его партнер по бизнесу Марли умер. Он через силу отдаёт деньги гробовщику, забрав взамен монеты, прикрывавшие глаза усопшего.

Его хмурая душа отражается в зловещей атмосфере. Например, красивая, оживлённая улица при повороте к дому Скруджа превращается в мрачный переулок. От него шарахаются люди и перестают звучать песни. Скрудж холодно относится к своему племяннику Фреду, хотя любил свою сестру, его мать. Он унижал своего клерка, который работал исправно и никогда не жаловался. Даже себя Скрудж не жалел в погоне за деньгами: не топил печь и ел плохую еду. Благотворительные пожертвования считал пустой тратой денег, бедных людей – бездельниками и преступниками, достойными только презрения.  И это при том, что когда-то он сам был без гроша в кармане.

А между тем по ходу фильма мы узнаём, что у Скруджа умерла мать, и отец отправил его в школу-интернат. Раньше он был бедным, но добрым и весёлым. Любил сестру Фэн и рождество. У него были хорошие хозяева и друзья. А главное любимая девушка, ради которой он хотел разбогатеть. Но погнавшись за деньгами, отдалился от семьи и Бэлл, которая расторгла с ним помолвку, и стал скупым и хмурым. О всём этом ему напомнил Святочный дух прошлых лет.

Дух нынешних Святок показал ему пример доброты на семье клерка, насколько, несмотря на бедность и трудности, они любят и поддерживают друг друга. Украшенный город к рождеству, изобилие на полках магазинов и радость людей. Заставил проявить сострадание к маленькому Тиму, которому Дух предсказал смерть, если «будущее не внесёт в это своих изменений». Враждебное отношение жены клерка к нему, когда Боб говорил тост за здоровье Скруджа. Как празднуют рождество другие люди. А в конце Дух показал жадность и алчность, сопровождавшие Скруджа в этом году.

Дух будущих святок показал отношения других к нему и что с ним станет на следующие рождество, если он не изменит свои жизненные ценности. А Скрудж узнав, что его ждёт смерть, вымолил у духа второй шанс, пообещав стать добрым, щедрым и помогать всем в новом году. И он сдержал своё слово.

Вопрос, затронутый в фильме и самой истории, актуален и по сей день. Люди в наше время всё реже стали ставить в приоритет такие качества, как доброта и щедрость, возвышая значимость денег. «Рождественская песнь в прозе» Чарльза Диккенса заставляет задуматься о важности этих качеств и честно посмотреть на себя со стороны.

Просмотр фильма «Рождественская история» доставил мне приятные эмоции, несмотря на зловещий сюжет. Ведь истина не постигается просто, всегда через испытания. И теперь мне больше не нужно долго думать, как ответить на вопрос: что главнее – деньги или добро?

Поставь лайк

up
Проголосовали 24 пользователя.
Автор: 

Добавить комментарий

Target Image