Back to top

Аттестат зрелости

Что же такое нравственность, так тесно, словно лента Мебиуса, связанная с моралью? Мораль – это теория, точка в ограниченном пространстве, нравственность же – применение тех самых теоретических основ на практике, нахождение человека не только в одной точке, а передвижение по всей поверхности с целью рассмотреть занимаемую позицию со всех сторон. Обратимся к словарю Ожегова: «Нравственность – это правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе». И поиск ответов на подобные вопросы – это не замкнутый круг, а путь, идущий по кольцевой, извилистый и тернистый, у кого-то занимающий и всю жизнь.

Я предлагаю читателю двинуться с места, проследив за примечательным эпизодом из жизни Валентина Листовского – центрального персонажа фильма «Аттестат зрелости» 1954 года. Этот Эндимион советского времени перешагнул черту, не заметив, что вскоре может лишиться доверия и уважения своих товарищей. Данный персонаж – такой же «лишний» человек, не случайно авторы фильма в двух эпизодах сравнивают его с лермонтовским Печориным, а в одном – с лермонтовским Демоном. Хоть главный герой кинокартины открыто не признает своего рода поражение, он постоянно обращается к интроспекции, глубоко мучаясь и истощая резервы душевных сил. Размышляя о «Герое нашего времени», Белинский писал, что «Печорин – не порочный уникум, не эгоист, а живой, страстный и одаренный человек, чьи действия и бездействие зависят от общества, в котором он живет». Листовский, в свою очередь, отрекся от коллектива, только в конце понимая, что он – часть цепи, где каждое потерянное звено грозит ее полным разрушением.

Знакомясь с определенным произведением, мы обыкновенно запоминаем не столько сюжет, сколько пронзительно-яркие образы, навсегда остающиеся где-то на задворках сознания. Валентин Листовский – не исключение. Особый интерес представляет момент, где постепенно пробуждающееся нравственное начало вступает в борьбу с нарциссизмом, в итоге одерживая победу. Такие люди обычно, чтобы оправдать свое поведение, способны совершенно иначе изложить суть ситуации, лишь бы со стороны выглядеть невиновными. Но Валя, во-первых, сблизился со своим младшим братом, с которым ранее обращался с некоторой надменностью, а во-вторых, рассказывая сказку о своем «двойнике», говорил совершенно откровенно, хотя выбранная в рассказе роль принца наталкивает на мысль об отождествлении Валентина с этим образом. Юношу, исключенного из комсомола, зрители вправе обвинить в бездействии – до тех пор, пока не станут на его место, ведь работа над собой – это самое сложное. Можно сколько угодно пытаться кристаллизировать для окружающего общества образ, обнажая исключительно достоинства. Притворяться и врать самому себе гораздо тяжелее, однако Листовский во время повествования все же включает защитную реакцию, начиная оправдываться: «Слушай, Олежка, а не такой уж плохой был этот принц». Негодование и заинтересованность в глазах младшего брата, чистого и непорочного ребенка, заставляют Валентина в очередной раз задуматься о мотивах совершенных поступков. И как раз с этого места зритель может наблюдать, как персонаж кадр за кадром морально эволюционирует, когда, казалось бы, все уже потеряно: и признание в семье, и восхищение товарищей, и гордость учителей, и светлая любовь.

Что такое аттестат зрелости для Листовского? Просто документ об окончании одиннадцати классов? Или нечто большее, свидетельствующее о его внутреннем перерождении, о том, что он готов к вступлению во взрослую жизнь? Когда Валентин на экзамене отвечает на вопрос о том, что вдохновляло героев советской литературы на подвиги, он сам преображается в лице, а такие словосочетания, как «твой народ», «твои друзья», «твои товарищи» произносит медленно, с осмыслением, смакуя каждое слово и осознавая его ценность. Экзамен Листовского – это не просто аргументированный ответ на заданный вопрос, а завуалированная исповедь, которую без лишних слов понимают все присутствующие. Подобно тому, как Антей черпал силы у своей матери, великой богини земли, наш герой черпает силы в коллективе. И все сказанное Валентином, – не пустые слова, а проанализированный жизненный опыт.

Таким образом, на примере персонажей фильма «Аттестат зрелости» мы понимаем, что человек, шагающий навстречу тому нравственному, что внезапно открылось в нем, способен стать героем нашего времени в прямом смысле этих слов. Так кто может стать им в нашем современном мире? Любой из нас. Тот, кто сочетает в себе разум и чувства, мудрость и эмпатию, кто дозированно использует стихотворение Маяковского «Что такое хорошо, а что такое плохо?», в сочетании с эмоциями окружающих людей и незыблемыми нравственными постулатами, кто знает и другие цвета, помимо противоположных друг другу черного и белого, кто понимает, что в зависимости от употребленных им слов ложь может быть направлена во благо, а правда может стать горьким ядом.

Поставь лайк

up
Проголосовали 22 пользователя.
Автор: 

Добавить комментарий

Target Image