Back to top

Учимся сами, помогаем другим: школьные СМИ – помощники в реализации прав детей

5 ноября мне выпала честь от лица всех юных корреспондентов города Новосибирска приветствовать участников Открытого правового форума детей и молодёжи Новосибирской области «О правах ребёнка – во весь голос!».

Форум был организован по инициативе Уполномоченного по правам ребёнка в Новосибирской области Любови Михайловны Зябревой. Мероприятие проходило в большом зале Правительства Новосибирской области. Количество его участников – 330 человек, возраст которых от 14 до 18 лет.

Ребят приветствовал заместитель губернатора Виктор Васильевич Шевченко. Также прозвучало видеоприветствие Павла Алексеевича Астахова, Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка. Но главными выступающими были именно дети: как члены детского общественного Совета при Уполномоченном по правам ребёнка в Новосибирской области, так и простые школьники, обучающиеся гимназий, колледжей, общеобразовательных школ города и области. Сегодня я хочу поделиться с вами, уважаемые читатели, основными тезисами своего выступления.

Согласитесь, во многих школах, лицеях, гимназиях, центрах творчества есть свои средства массовой информации. Эти СМИ создаются самими детьми при помощи и поддержке взрослых. В детско-юношеских редакциях, пресс-центрах, студиях мы, школьники, не только знакомимся с основами профессии журналиста, но, прежде всего, учимся выражать свою позицию по отношению к различным проблемам, возникающим в нашем обществе, в том числе и к проблеме защиты прав детей.

«Конвенция о правах ребёнка» гарантирует нам право свободно выражать своё мнение. Это право включает свободу искать, получать и передавать информацию в устной, письменной или печатной форме. Реализовать это право в полном объёме позволяют именно школьные СМИ.

Интересно, что в некоторых образовательных учреждениях нашего города существуют настоящие медиа-холдинги. Они объединяют в себе несколько разнообразных СМИ. Например, в гимназии № 16 «Французская» Ленинского района работает телевизионная студия «Я-ТВ», гимназическое радио, издаётся журнал для старшеклассников «Эхо» и газета для младших школьников «Веснушка». В Образовательном Центре «Горностай», в Советском районе, есть и своя студия телевидения, и традиционная редакция газеты «Горностай».

Хотелось бы рассказать и о моей школе № 86 Ленинского района, в которой я учусь с первого класса.  Пятнадцать лет у нас работает детско-юношеский пресс-центр. Сегодня мы выпускаем три печатных издания: молодёжный журнал «86-ое чувство», журнал для учеников среднего звена «Живчик» и журнал для самых маленьких «ШАГовский домовёнок». Наши издания выходят один раз в четверть, их с нетерпением ждут ребята и взрослые.

Уже 10 лет руководит нашим пресс-центром Лариса Александровна Галичева. Вместе с ней мы планируем номера, готовим оригинал-макеты, учимся основам журналистского мастерства, участвуем в конкурсах.

Работа над каждым новым номером начинается у нас с настоящего мозгового штурма, в который превращаются наши планёрки. Мы сами решаем, о чём будем писать, определяем темы номера, предлагаем, обсуждаем, спорим. Всей редакцией мы «штурмуем» имеющиеся у нас информационные поводы, чтобы сделать их достоянием ребят и взрослых.

Среди рубрик наших изданий есть чисто информационные, они рассказывают о событиях школьной жизни. Но большинство рубрик содержит информационно-аналитические материалы. Именно проблемные рубрики вызывают наибольший интерес читателей. Наверное, поэтому они нарасхват у наших юнкоров.

В нашей школьной редакции гарантирована свобода выбора: каждый юнкор по своему желанию выбирает редакционное задание, определяет журналистский метод и жанр. Корреспонденты используют методы включённого и невключённого наблюдения, берут интервью, проводят опросы. Так реализуется наше право на получение необходимой информации.

Важной для юнкоров является свобода слова, ведь без неё нет журналистики. Мы, школьные корреспонденты, имеем право анализировать информацию, интерпретировать факты, высказывать свою точку зрения на ту или иную проблему. Например, за предыдущий учебный год в наших школьных изданиях поднимались такие актуальные проблемы, как: наркомания и компьютерная зависимость, терроризм и вандализм, толерантность и инклюзивное образование.

 Но всё-таки, на мой взгляд, важно не только иметь право на собственную точку зрения. Важно, чтобы издание дошло до читателя, важно получить обратную связь. Для этого наши юнкоры проводят большую работу. Мы организуем Декаду прессы, круглые столы читателей, пресс-конференции. Среди форм работы с читателями – реклама номера, лотерея, интеллектуальная игра, брифинг.

Говоря о праве получать и передавать информацию, нельзя не сказать о проблеме тиражирования школьных изданий, а их тираж, как правило, небольшой. Решить эту проблему в нашей школе помогает сайт пресс-центра. Здесь можно не только прочитать номер, но и оставить отзывы о нём, высказать свои мнения и пожелания, реализуя право на свободу информации и в сети Интернет.

Таким образом, тема о соблюдении прав детей является одной из важных для школьного издания. С одной стороны, мы, школьники, при помощи прессы пользуемся своим правом на доступность и свободу информации как читатели, а с другой – мы сами создаём информационный контент, способный повлиять на защиту наших прав.

Школьные редакции живут интересной, насыщенной жизнью, но, на мой взгляд, нам ни в коем случае нельзя замыкаться на себе. Ведь право школьников на достоверную и правдивую информацию, на свободу выбора профессии осуществляется и в городском образовательном пространстве, при нашем участии в различных городских проектах.

Так, уже 19-й год Дворец творчества детей и учащейся молодежи «Юниор» проводит для юных журналистов городской конкурс детских и юношеских СМИ, где школьники могут проявить себя как в индивидуальном творчестве, так и в коллективном взаимодействии. Наш пресс-центр каждый год участвует в этом конкурсе, мы не раз становились победителями в различных номинациях.

Важно, что для участников конкурса регулярно проводятся мастер-классы практикующих журналистов и пресс-конференции с известными людьми нашего города. Так, буквально неделю назад у нас была возможность задать вопросы директору Сибирского научно-исследовательского института авиации, депутату Совета депутатов города Новосибирска Владимиру Евгеньевичу Барсуку.

А в мае этого года мы с большим интересом участвовали в пресс-конференции с Уполномоченным по правам ребёнка в Новосибирской области – Любовью Михайловной Зябревой. Она ответила на вопросы юных журналистов, рассказала о деятельности по защите прав и законных интересов детей на территории Новосибирской области, посоветовала ребятам, куда можно обращаться в случае нарушения их прав. По итогам пресс-конференции в школьных СМИ появились публикации на эту важную тему. Это был ещё один информационный повод для освещения такой актуальной темы, как защита прав детей.

Важное значение в реализации права детей на свободу слова и информации играют городские проекты, участвуя в которых школьные корреспонденты оттачивают своё мастерство, расширяют аудиторию своих читателей и даже получают новую квалификацию. Особенно хочется отметить проект «Детское телевидение Новосибирск», позволивший нашей редакции летом 2013 года поучаствовать в освещении событий Международных детских игр «Спорт. Искусство. Интеллект» в составе передвижной телевизионной станции «Заря». Наши трансляции смотрели зрители не только в России, но и во многих странах мира.

И ещё один проект – «Городской молодёжный электронный информационно-развлекательный журнал «Таймикс», редактором которого я являюсь. Благодаря Городскому центру информатизации «Эгида», выпускающему этот журнал, юнкоры нашего и других пресс-центров имеют возможность публиковаться в городском интернет-издании.

Действительно, участвуя в создании школьных газет, журналов, радио и телепередач, мы многому учимся. Но также при помощи СМИ мы можем оказать влияние на конкретные ситуации, кому-то реально помочь, и это очень важно в нашей работе.

А ещё очень важно, что, реализуя свои права, мы должны помнить об обязанностях, в частности, о журналистской этике. Наши материалы должны быть корректны, объективны, точны, на сто процентов достоверны. Они должны нести свет и позитив, добро и радость. Ведь реализуя право на свободу слова, информации, печати, мы должны уважать право на неприкосновенность личности другого человека. Давайте об этом помнить всегда!

Поставь лайк

up
Проголосовали 15 пользователей.
Автор: 

Добавить комментарий

Target Image