Знать наших!
Одной из проблем образования является то, что мало внимания уделяется изучению произведений писателей родного края на школьных уроках литературы, как по программе, так и в качестве внеклассного чтения. В программе не предусмотрен такой или подобный раздел, и ученики либо вообще не знают о писателях-земляках, либо узнают из Интернета или каких-нибудь других источников, в лучшем случае от учителя, который с ними поделился – рекомендовал прочитать.
В Сибири, да и в частности в моём родном городе Новосибирске, есть много писателей, чьи произведения очень интересны и младшим школьникам и старшим.
Например, прозаик и поэт Юрия Михайлович Магалиф (1918-2001 гг.). Родился он в Петрограде, а Сибирь стала его второй родиной: в ней он прожил больше половины всей своей жизни – 59 лет, здесь же и случился его дебют в писательстве – 1957-ой год. Первое его произведение – сказка под названием «Приключения Жакони» – сразу же полюбилось детям и стало, пожалуй, самым известным из всех произведений, написанных им.
Юрий Магалиф писал как для взрослых, так и для детей, но самым его любимым жанром были сказки: «Кот Котькин», «Бибишка – Славный Дружок», «Приключения Жакони» и «Генерал Картошкин». Вот как пишет об этих сказках Владимир Яковлевич Лакшин, русский литературный критик, литературовед, прозаик, мемуарист, Академик РАО, доктор филологических наук, в аннотации к книге сказок Юрия Михайловича: «Сказки Магалифа – это были-небылицы двадцатого века. Чудеса техники, вошедшие в мир людей, мирно уживаются на этих страницах с ведьмами, говорящими птицами, феями и кикиморами. Детство видит мир вещей живым, дышащим, одушевлённым. И у Магалифа-сказочника вещи и механизмы говорят, грустят, думают, радуются и обижаются в точности как мы сами – и с этим не приходится спорить.
В своих стихах, своим разговором Юрий Михайлович показывает, как любит он природу, как любит он ставшие родными края: «Так чем же старость хороша?»
Вы легкомысленно спросили.
А тем, что жадная душа
Уже не требует усилий;
Что точно обозначен круг, —
Очерченный воспоминаньем;
И что важней всего, мой друг, —
Прогулки к речке Карасук
И дрожь пред утренним купаньем…
Пишет он к стихотворению «Прогулки к речке Карасук»: «Каждое утро мы просыпаемся и глядим в окно, а за окном великолепный тогучинский простор. Прямо под окном небольшое озеро. Весной там поют соловьи над этим озером, прямо под нашим окном. А дальше – огромные просторы. Я много стихов там написал. И еще напишу…».
В произведениях Юрия Михайловича отображена вся многогранная жизнь Русского человека XX века. Этому поспособствовали его многочисленные гастрольные поездки, общение с людьми, любовь к природе и разносторонняя увлечённость, ведь он был не только прозаиком и поэтом, а ещё и актёром, увлекался живописью и даже вёл на радио передачу в собственном исполнении.
Изучение нескольких произведений Ю.М. Магалифа по школьной программе сделало бы предмет интереснее, помогло бы детям лучше узнать об этом интересном человеке, лучше полюбить родной язык и природу родного края.
Ещё один замечательный человек, живший и писавший в Новосибирске – это поэтесса Елизавета Константиновна Стюарт (1906-1984 гг.). [Примечательно, что сама Елизавета Стюарт, по словам современников, не любила слово «поэтесса» и предпочитала, чтобы её называли просто «поэт»]. Среди её творчества около трёх десятков книг для детей со стихами, рассказами и пьесами и около четырёх десятков лирических сборников. Алексей Валериевич Горшенин – известный российский писатель, критик, литературовед, историк, в своей энциклопедии «Литература и писатели Сибири» пишет об Елизавете Стюарт, что она обладала замечательным даром за малым видеть большое, а в обыкновенном – необыкновенное, и находить поэзию в вещах, казалось бы, совершенно незначительных.
И действительно, у Елизаветы Стюарт было особое творчество. Вот как писала она о великой отечественной войне 1941-1945 гг.:
Все испытай – лишенья и страданья.
Запомни все, чем эти дни полны.
Пойми, что значит – ожидать свиданья,
Отложенного до конца войны.
Пойми, что значит, если небо рухнет
От взрывов над твоею головой.
Узнай, что значит, если печь потухнет
В пустом дому, где ты один живой.
Почувствуй тяжесть вымокшей шинели
И жар в глазах на третью ночь без сна,
Когда бойцы щепоть махорки делят
И с ног, как пуля, валит тишина.
Пройди по развороченным дорогам,
Чужое горе, как свое, измерь
И руки друга павшего потрогай,
Чтоб вновь и вновь возненавидеть смерть…
Стихотворения Елизаветы Стюарт богаты необычными, но броскими и точными сравнениями: «Здесь «ночь с костром играет», как «кошка с мышкой…», в них очень хорошо видна тема родины: «Ты для меня начало всех начал:
Твой ветер колыбель мою качал,
И вручены мне до скончанья дней
Полынь и солнце Родины моей...».
Ступенчатое изучение произведений Елизаветы Стюарт в школе помогло бы детям обрести ещё большую любовь к природе, к тому прекрасному, что есть на земле, почувствовать атмосферу войны и больше узнать о ней.
И напоследок я расскажу ещё об одном человеке, который более тридцати лет своей жизни посвятил литературе, одной из основателей журнала «Сибирские огни» – Лидии Николаевне Сейфуллиной (1889-1954 гг.).
Лидия Николаевна родилась в посёлке Варламово Оренбургской губернии в семье русской крестьянки и крещёного татарина. Почти всё её воспитание взял на себя отец, так как дочь очень рано осталась без матери. Он привил ей любовь к природе и русской классике. В Сибирь Лидия Николаевна переезжает в 1921-м году, где сразу же начинает работать в Сибгосиздате.
Писать Лидия Сейфуллина начала ещё в 7 лет, её первый и незаконченный роман назывался «На заре юности». Позже она говорила: «Меня сделала писателем сама жизнь. В 20-м году та интеллигенция, которая работала с Советской властью, делала всё, что надо было… И совершенно так же я сделалась писательницей. Мы все сотрудничали в наших газетах, и каждый писал о том, о чем он мог писать». В своих произведениях Лидия Николаевна поднимала и раскрывала очень важные, на тот момент, и острые проблемы общества, такие как беспризорность, жизнь русской деревни в момент революции. Эти проблемы она очень хорошо знала изнутри, так как после революции сама занималась проблемой детской беспризорности и работала учительницей в сельских школах. Знаменитость ей принесло и ещё одно её качество: Лидия Сейфуллина не писала в угоду власти и не писала за деньги: она не любила лгать в своих произведениях. Её произведение «правонарушители» сразу же после выхода в свет в журнале «Сибирские огни» было напечатано отдельной книгой и издано небывалым до того времени тиражом в 15000 экземпляров. Самые известные произведения Лидии Николаевны Сейфуллиной – это «Правонарушители», «Четыре главы», «Перегной» и «Виринея».
Знакомство с произведениями Лидии Николаевны Сейфуллиной в старших классах позволило бы ученикам лучше узнать о быте и той трудной жизни после революции и познакомиться с горькой правдой тех лет.
Бесконечно можно было бы писать о писателях Сибири, огромное множество стихотворений, сказок, пьес, рассказов доныне неизвестных могли бы знать современные школьники, но, к сожалению, наш школьный курс изучения предмета литературы не предусматривает, пока, в себе прохождения их произведений. Остаётся только надеяться, что в будущим наши дети смогут ближе знакомиться с писателями родного края в школе и лучше изучать их произведения.
Добавить комментарий