«Я в домике!»…
18 марта в театре «Старый дом» состоялась премьера спектакля «ОбломOFF» по одноименной пьесе Михаила Угарова.
В основу положен сюжет романа Ивана Гончарова «Обломов», но автор пьесы воспринимает Илью Обломова как целостную личность. Режиссер Антон Безъязыков и художник-постановщик Александр Мохов (Санкт-Петербург) развили эту тему.
Антон Безъязыков окончил Санкт-Петербургскую театральную академию. Работает в театре, но также пробует свои силы в кино и мультипликации. Использует в спектаклях различные сценографические решения, способы существования актеров и смещение смысловых акцентов.(www.27trk.ru; www.strast10.ru)
Первое, что увидели зрители, стеклянную стену с грязными окнами и оконцами. На подоконниках − банки с мутной жидкостью. Когда на сцене появляется доктор (в исполнении Сергея Дроздова) и читает справку о болезни м-сье Обломова (Илья Катунцев), то за этой стеклянной стеной возникают фигуры актеров. Они стоят как парафиновые статуи, недвижимые и белые.
В начале спектакля жизнь Обломова представляется как нечто грязное и запутанное. В Романе Гончарова Илья Ильич Обломов с первой сцены кажется нам аморфным, пассивным человеком, который нежится в своей постели с утра и до самого вечера. В спектакле же он − активный, живой персонаж. Впервые зритель видит его вылезающим из-за стола и предлагающим поиграть в салочки.
В спектакле Антон Безъязыков попытался раскрыть множество тем, которые проходят через пьесу. Например, тема народа − в разговорах Обломова и его слуги Захара. Порой он дает Илье Ильичу наставления, даже указания, но в тоже время искренне переживает за своего хозяина. Обломов ведет себя, как сын Захара, он ничего не способен сделать без его помощи. И вообще, все друзья и слуги Обломова ведут себя с ним, как с маленьким ребенком. Андрей Штольц, верный товарищ, одевает его, бреет, дает важные советы. Доктор печется о его здоровье.
Но всё же есть одна личность, которая не стала опекать Илью Ильича − это Ольга Ильинская. Она сразу приковала его внимание, да так, что он даже смотреть на нее не может, а только через газету – подзорную трубу. Впервые Обломов отказывается от своего халата, который характеризует его леность как высшее качество его личности. Он растет морально и духовно, стремится к чему-то новому, но из-за его неуверенности, нежелания измениться в корне, этим отношениям приходит конец. Агафья Матвеевна сразу принимает Обломова таким, какой он есть. Она, в отличие от Ольги Ильинской, ведет себя как мать. Она возвращает ему его халат, и жизнь Обломова возвращается на круги своя…
Композицию спектакля можно назвать кольцевой: он начинается и заканчивается появлением доктора. «Ваша болезнь − tobus «целый». Целый человек, а такой жить не может». С уходом Обломова весь мир рухнул. За стеклом появились фигуры − Ольга Ильинская, Доктор, Штольц. Захар говорит финальную речь о своем барине, всё время держа руку на сердце. В конце все лица становятся за грязным стеклом и делают «домик» − любимый, хоть и игривый жест Ильи Ильича Обломова, который и характеризует его цельную личность…
Вот что рассказал нам исполнитель главной роли И.И. Обломова − Илья Катунцев: − Как вы считаете, сумел ли режиссер до конца раскрыть тему Обломова как цельной личности? − Этот вопрос ставит меня тупик. По поводу работы с Антоном Безъязыковым могу сказать, что работалось с ним, лично мне, интересно и спонтанно (если можно так выразиться)... До последнего момента, до первой встречи спектакля со зрителем, репетиционная жизнь и работа над ролью кипела, бурлила. Тема цельности человека пусть и главенствующая, но не единственная в спектакле. И что такое цельность? Мне кажется, что это ощущение, ощущение себя, мира, гармонии. А смогли ли передать это те, кто работал над спектаклем, «протранслировалось» ли это в зрительный зал? Думаю, это надо спросить у тех людей, кто смотрел спектакль. − Илья, долго ли вы вживались в образ? − Я думаю, что в каждом человеке есть что-то от Обломова. У кого-то больше, у кого-то меньше. Я поставил перед собой цель понять, что нужно в себе взрастить, найти ту часть в себе, где я – Обломов, и раскрыть, домыслить, дофантазировать эту часть в целое. − Есть ли у вас с вашим героем общие черты характера, ведь у вас одинаковое имя? − Помню, что в детстве меня так называли родители, когда я не хотел куда-то идти или что-то делать. Этот спектакль открывает нам главного героя совсем с другой стороны. Мы вдруг осознаем, что в этом характере собраны все качества, которыми должен обладать человек. Безусловно, целостная личность имеет и плюсы, и минусы. Но не даром она цельная, ведь плюсы всегда притягивают минусы. Режиссер использует метафору для отражения характера Обломова − его дом, который помогает зрителю понять, что же происходит в жизни героя. Например, сначала жизнь его представляла собой что-то мутное, непонятное, расплывшееся − так и дом был с грязными окнами. Когда в жизни Ильи Ильича наступает светлый период любви, на подоконниках появляются цветы, окна становятся чище. А когда приходит смерть, то по оконцам бежит вода, которая смывает всю грязь. Она смывает жизнь Обломова, целого человека, который не может жить в этом мире.
Комментарии зрителей: Анастасия Амельченко, гимназия № 16: − Спектакль «ОбломOFF» мне безумно понравился! Даже не верится, что ТАКОЕ малое количество актёров может не только показать 2-х часовой спектакль, но ещё и довести зрителя до «комка в горле» своей игрой. Ах, как было сыгранно!!! Полная отдача! Одно меня смутило − завязка была очень долгая, а кульминация и развязка мимолётная... В любом случае, этот поход в театр мне запомнится надолго. Валентина Кирилочкина, гимназия № 11: − Мне понравилась игра актеров, суть спектакля в том, что Обломов − цельная личность, но мне кажется, что это было раскрыто только в нескольких сценах, буквально отголосками. А в конце как-то внезапно это всё прояснилось… Если бы я не читала и изначально не полюбила Обломова, и не увидела идею цельности в самом произведении, то я бы не поняла, что спектакль был именно про это. Алёна Некрасова, гимназия № 11: − Меня безумно поразила сама постановка. Декорации в начале и в конце: вода, стекло, массовка... Странно, но больше всего мне понравилась игра слуги Захара, нежели главного героя. В конце от его последнего монолога я чуть не разрыдалась, особенно когда «разрыдался» он. Читая книгу, ты не представляешь героев настолько ярко, чем когда видишь их на сцене. Книга мне показалась скучной, но постановка режиссера меня удивила. Из зала я вышла с блеском в глазах и тысячами приятных эмоций. Болели ладони, но это того стоило!
Добавить комментарий