Война в искусстве
Однажды я услышал в разговоре поразившую меня фразу:
«Никакая симфония не остановит танк, никакая песня не прервёт полёт бомбардировщика с бомбами».
Фраза эта громкая, но глубоко неверная по существу.
Дмитрий Шостакович
Да, на военную силу отвечать следует только силой. Но всегда есть что-то, что укрепляет эту силу, поднимает дух и держит тыл. К тому же, всем людям понятна и очевидна трагедия мирного населения, а подвиг? Мне кажется, что подвиг – это с достоинством принять неизбежное и с честью выжить, не предав никого. И подвиг моей прабабушки, в вагоне для скота депортированной из Поволжья в Казахстан за немецкую фамилию, не менее ценен подвига прадеда – кадрового военного, добивавшего врага на Дальнем Востоке и после 9 мая 1945 года.
Описание трагедий и подвигов мирных жителей встречаются в различных произведениях искусства: литературных текстах и стихотворениях, изобразительном и монументальном архитектурном искусстве, музыке, кино, театральных постановках. Я хочу поделиться теми шедеврами, которые произвели на меня наибольшее впечатление.
Создавая «Ленинградскую симфонию», Дмитрий Шостакович писал: «Я должен был быть вместе с народом». Мало кто знает, что это не только великое музыкальное произведение композитора, но есть и одноимённый балет по её мотивам. Широкую известность получила версия советского балетмейстера Игоря Бельского, поставленная в Ленинградском театре оперы и балета в 1961 году.
А тогда, 9 июля 1942 года, Дмитрий Дмитриевич лично посетил репетицию Новосибирской консерватории – был прогон симфонии. Он не хотел мешать работе оркестра и, стараясь остаться незамеченным, сел в последнем ряду зала.
Новосибирск, кстати, спас культурное наследие страны во время войны. В Новосибирском оперном театре во время Великой Отечественной войны были сохранены от рук врага ценнейшие экспонаты Третьяковской галереи, Музея имени Пушкина, Эрмитажа и других. Сейчас он является памятником архитектуры.
Музейные работники совершили настоящий подвиг в борьбе за сохранения произведений искусства. Дежурства проходили круглосуточно.
Когда в Новосибирск прибыла испорченная огнём панорама «Оборона Севастополя», потребовалась помощь всего города. Чтобы остановить разрушение, для пропитки были необходимы рыбный клей и мёд. И люди делились всем, что имели, хотя есть местным жителям было практически нечего.
Из художественных произведений мне особенно отозвалась в сердце картина «Фашист пролетел», написанная художником Аркадием Александровичем Пластовым в 1942 году и находящаяся сейчас в Государственной Третьяковской галерее.
Данный сюжет трогает гибелью не только человека, но и животных. Мальчик-пастух вывел скот на выпас в прилесок, но, к несчастью, они попали под обстрел. Ребенок и две бурые коровы были убиты. Если бы не эта трагедия, коровы и овцы смогли бы прокормить людей. Очень жаль собачку – она подняла нос к небу и воет, оплакивая хозяина. Кому она теперь нужна?
Невыдуманный эпизод трагедии Хатыни стал основой для создания бронзовой скульптуры «Непокорённый человек». Когда обгоревший местный кузнец Иосиф Каминский вернулся в селение поздней ночью, немцы уже оставили Хатынь. Долго пришлось искать ему среди трупов односельчан своего сына. Наконец юный Адам был найден. Он умер на руках у отца: был ранен в живот и получил сильные ожоги. Даже на фото шестиметровый гигант просто поражает своеобразным обликом. Скульптура «Непокорённый человек» вызывает у меня много эмоций, в том числе и пугающих. Видно, что бронзовому герою нечего уже терять, но спина его прямая, а взгляд прицельный и решительный.
Я бы очень хотела побывать в Минской области Беларуси, посетить этот мемориальный комплекс и услышать, как теперь вам вечно поют птицы…
В современном мире кино тоже есть свои шедевры. Например, цикл короткометражек «Про людей и про войну» по мотивам как реальных событий, так и художественных произведений. В одной из серий («Циркач») снялся наш земляк, выпускник Новосибирского государственного театрального училища Андрей Кислицин. В этом десятиминутном сюжете показано, как обычная мирная профессия клоуна спасла жизни деревенским девочкам. Мама говорит, что Андрей сам придумывал и воплощал трюки для этого фильма. Но настоящий трюк был в том, что девочки избежали смерти.
Можно долго и подробно перечислять подвиги и трагедии мирного населения в произведениях искусства, но образнее всего написал об этом Л. Пантелеев в своём рассказе «Кожаные перчатки»:
«… Губы его прыгают. Лицо дергается. Он – заика, каждое слово выталкивается из него, как пробка из бутылки.
- С-самое ст-рашное? – говорит он и кривит губу, делает попытку изобразить ироническую усмешку. – Самое страшное, да? Т-тонули, говоришь? Г-горели? С м-мертвецами лежали? Я т-тоже т-тонул. Я тоже г-горел. И с покойниками в об-бнимочку лежал. А в-вот с-самое ст-трашное – это когда я в сорок втором году письмо получил из Ленинграда – от сынишки… д-д-десятилетнего: «П-п-папочка, – пишет, – ты нас п-прости с Анюткой… мы в-вчера т-т-твои к-кожаные п-перчатки св-варили и с-с-съели».
Фото: сеть интернет
Добавить комментарий