Вид спорта, который следует изучать в школах
На протяжении последнего столетия в школах изучали виды спорта, которые помогали развивать силу воли и тренировали участников в группах и индивидуально.
Чаще всего выбирали именно такое направление, которое с одной стороны было для всех доступно, а с другой – не травмоопасно. Редкие же виды спорта (бокс, спортивная ходьба, дзюдо) изучали в специальных спортивных кружках. В настоящее время в школах практикуется в основном элементы общей гимнастики, баскетбол, волейбол, футбол…
Многие спортсмены согласны с тем, что в школах следует изучать более лёгкие виды спорта, которые не травмируют учеников, а позволяют поддерживать их физическую форму. Но почему в школе не изучают фехтование? Ведь одним из лёгких видов спорта, который включает в себя элементы лёгкой гимнастики, является фехтование. В ответ можно услышать то, что фехтование слишком опасно для школьников. Позволю себе с этим не согласиться. Фехтование считается одним из самых безопасных видов спорта! Статистика утверждает, что травмы, полученные во время футбола, далеко опережают все остальные, а если учесть «боевые потери» во дворах на «искусственном футбольном покрытии», то фехтование покажется детской забавой. Конечно, первое время нужно чётко изучать теорию, а практические поединки проводить под чётким руководством тренера.
Фехтование – самый умный вид спорта, оно позволяет развивать умственные способности ученика, так как фехтование есть искусство наносить удары, не получая их. Вот как о нём говорится в пособии гимназиста 18 века: «…необходимость тронуть противника, избегая его ударов, делает искусство фехтования чрезвычайно сложным, ибо к глазу, который видит и предупреждает, к рассудку, который обсуждает и решает, к руке, которая выполняет, необходимо прибавить точность и быстроту, чтобы дать жизнь оружию». Красивое изречение. Именно тренировки на саблях помогали многим русским поэтам также отчётливо подбирать рифму к своим стихотворениям, пожалуй, мы не встретим ни одного поэта, не владеющего искусно шпагой. М.Ю. Лермонтов, с детства приученный к холодному оружию, вообще не мог создать развёрнутую метафору или сравнение, не прибегая к образу клинка.
Фехтование всегда было частью дворянского образования, оно уйдёт из школьных программ лишь после революции, к нему после 1917 года будут относиться как к «дворянскому развлечению» и заменят новым словом «ГТО». А как же в других странах? На сегодняшний день мы можем прочитать в энциклопедии следующие сведения:
«В средневековой Европе, особенно во Франции, Италии и Испании, рыцари-дворяне проводили немало времени, изучая особенности обращения с холодным оружием. В России же еще Петр I обязал придворных обучаться фехтованию на шпагах, и ввел изучение приемов штыкового боя в армии. Спустя некоторое время благородное искусство обращения с холодным оружием было включено в число обязательных предметов во многих учебных заведениях. Раньше фехтование изучалось в школах и значилось как обязательный урок. А.С. Пушкин значится среди немногих лицеистов, получавших по фехтованию высшую оценку».
Действительно, на уроках литературы мы составляли подробные схемы участия литературных персонажей в дуэлях разного вида, а отличная отметка Пушкина по фехтованию, прежде всего, намёк на умение поэта из многих слов находить точную рифму, которая не угасает спустя 200 лет. Рифмы Пушкина, если рассматривать его черновики, напоминают точный выпад фехтовальщика, они столь же просты и одновременно неповторимы. «Имеется указание на то, что и в последующие годы Пушкин проявлял интерес к фехтованию, тренируясь у Огюстена Гризье, одного из лучших европейских мастеров первой половины XIX в. Этот факт отмечен в «Заметке о Гризье», предваряющей его сочинение «Фехтование и дуэль».
Когда новичок впервые смотрит за поединком соперников, то бывает слишком разочарован быстротечностью поединка… «Как же так, ─ думает он, ─ несколько секунд и всё?». А как же известные фильмы с мушкетёрами, где поединок длится целую «пачку попкорна»? На самом деле, у всех рыцарей и дворянских семей чаще всего существовал секретный шпажечный выпад против противника, позволяющий наносить врагу моментальную смертельную рану. Такие приёмы держались втайне и передавались лишь родственникам, а исход битвы определялся умением и быстротой противника.
Фехтование родилось в первобытные времена от простой дубины и преобразовалось с течением времени из самого жесткого, имеющего конечною целью смерть противника, до самого утонченного, деликатного способа ведения борьбы.
Фехтование – это искусство ведения боя любым фехтовальным холодным оружием и подчиненное законам той или иной фехтовальной школы. Это определение вполне подходит к любой исторической эпохе, а с позиции сегодняшнего дня позволяет отделить искусство фехтования от техники рукопашного боя с использованием подручных предметов. Таким образом, фехтование учит с минимальными энергетическими затратами побеждать противника. Помимо развития ловкости, быстроты реакции, маневренности фехтование учит тактическому мышлению и постоянной готовности к внезапным ситуациям, в том числе и психологическим, развивает интуицию, учит экспромту и умению быстро переключаться.
В заключение хотелось бы отметить парадокс в отношении жителей нашей страны. Мы выиграли все войны и по праву гордимся этими фактами, но «по телевизору» всё чаще звучат призывы отобрать у нашего населения всё оружие, всё запретить, мы ещё не готовы… К чему не готовы, если Россия всегда славилась своим уважительным отношением к оружию. Русский народ всегда славился своим умением общаться с оружием, а сегодня никто из старшеклассников не отказался бы «разобрать и собрать новый автомат» на уроке ОБЖ или изучить несколько сабельных приёмов фехтования.
Добавить комментарий