Вездесущая жвачка, или Как мы по всей школе гумфитти искали
Написать этот материал мы решили после того, как одна из нас «вляпалась». Кто-то прилепил к парте жвачку. Кому из нас не приходилось отскребать с одежды липкую резиновую массу? А каково приходится уборщицам, сталкивающимся с размазанными по полу жвачками ежедневно? Мы решили выяснить масштаб проблемы.
Для начала мы решили найти самое облепленное жвачками место нашей школы. Несколько недель мы заглядывали под парты и стулья, изучали лавочки в спортзале и дверные косяки. Больше всего «окаменелостей» мы обнаружили под подоконником в одной из раздевалок рядом со спортзалом.
Среди тех, кто точно не любит жевательную резинку – люди, отвечающие за чистоту в нашей школе. Мы поговорили с Татьяной Ивановной:
– Расскажите, пожалуйста, часто ли вам приходится убирать жвачку?
– Конечно! Это занимает много времени. Штук десять в день точно отскребаю.
– Чем?
– Ну как сказать… Есть у меня один инструмент типа совочка – железный шпатель. Но даже им отскребать жвачки трудно. Они же разные бывают!
– Где чаще всего их находите?
– Да прямо на полу! Уже раздавленные ногами.
– В классах?
– Да нет, прямо в коридорах! В классах тоже жвачки встречаются, но реже. Очень бы хотелось, чтобы ребята все-таки бросали их в урну!
Несколько лет назад старшеклассницы из кемеровской гимназии № 21 провели целое научное исследование этой проблемы. Они полностью очистили от следов жвачки 7 кабинетов своей школы (при этом собрав 370 грамм резиновое массы). Затем провели разъяснительные беседы, повесили мотивирующие плакаты и установили бумажные пакеты для сбора жевательной резинки. Эксперимент продолжался полгода. Итог – в классах стало значительно чище! Оказывается, школьникам не так трудно выбрасывать жвачку в специальную ёмкость или мусорное ведро.
Мы решили поговорить об этом с учениками нашей школы.
Елизавета, 8 «А»:
– Как часто ты жуешь жвачку?
– Раз 5 в неделю точно. Где-то по одной в день.
– Думала ли ты когда-нибудь о вреде жевательной резинки?
– Да, думала. Нам рассказывали об этом на уроке биологии.
– Вляпывалась ты когда-нибудь в жвачку?
– Да, много раз.
– Лепила ли ты сама жвачку куда-нибудь?
– Нет, не было такого.
Дарина, 8 «В»:
– Думала ли ты когда-нибудь о вреде жвачки?
– Да, думала. На уроке биологии нам об этом рассказывали.
– Вляпывалась ли ты в жвачку?
– Конечно!
– Сама часто жуёшь?
– Да, каждый день.
– Какой вкус предпочитаешь?
– «Морозная вишня с мятой».
– Лепила ли ты сама жвачку куда-нибудь?
– Да. Пару раз под парту…
Мы поговорили ещё с несколькими учениками разных классов. Почти никто не признался, что хотя бы раз прилепил куда-то жвачку. Но неприятности этот продукт доставлял почти всем. Интересно, что о вреде жевательной резинки школьникам чаще всего рассказывают на уроках биологии. Мы встретились с преподавателем этого предмета Натальей Евгеньевной Годовой:
– Наталья Евгеньевна, расскажите, что вы знаете о жвачках?
– Точно знаю, что они очень вредны для человека, так как содержат токсичные вещества. Об этом, кстати, написано прямо на упаковках, но мало кто это знает, потому что не учат биологию. И жуют. Это вредно для интеллекта, а также для пищеварительной системы.
– А в чём вред?
– Вы обманываете организм. Как будто что-то кушаете, но на самом деле ничего не едите. Вы жуёте, вырабатывается желудочный сок, а переваривать нечего. Из-за этого появляется гастрит и прочие нарушения. Плохо, когда ребенок жует жвачку на уроке. У него кровь отливает к желудку, а головной мозг не получает нужного питания и работает плохо.
– Что мы увидим, если посмотрим на жвачку под микроскопом?
– Увидим жвачку по микроскопом! Там никакого клеточного строения не будет, потому что это – синтетическое вещество. Никаких живых клеток там нет. К тому же, наш школьный микроскоп позволяет изучать только прозрачные препараты, а жвачка непрозрачная. Но, признаться, если бы у меня был её микротонкий срез, я бы с интересном посмотрела.
– Как вы считаете, вредна ли жевательная резинка для природы?
– Природа жвачку не жует! От одной-то ничего не будет. Она со временем разложится. Компоненты жвачки могут перерабатываться бактериями, но на это уходит длительное время. А вот если жвачку съест животное, то будет плохо. Оно может погибнуть.
– Наталья Евгеньевна, а сильно жвачки загрязняют город?
– Город загрязняет всё: и жвачки, и фантики от этих жвачек, и бутылки. Всё, что жители города не могут донести до урны. Да что далеко ходить, разве в нашей школе вы не встречали такой мусор?
– Как думаете, какое самое «залепленное» жвачками место у нас в школе?
– Вы знаете, я в основном работаю здесь, у себя в кабинете. Моя задача – следить за тем, чтобы в первую очередь тут их не было.
– А случалось, что находили?
– Конечно! Почти каждую неделю приходится отдирать их от пола. Все равно находятся такие детки, которые свою жвачку до мусорного ведра донести не могут!
– Как вы думаете, если бы жвачки исчезли, то во сколько раз мир, город и наша школа стали бы чище?
– А как бы они исчезали?
– Ну, например, их бы убирали…
– А лучше бы вообще не бросали! Знаете, говорят, что чисто не там, где убирают, а где не сорят. Я думаю, что вокруг стало бы существенно чище. Если человек научится хотя бы жвачку бросать в мусорную корзину, то уж остальной мусор он точно туда уберет!
*Гумфитти – так называется вред, наносимый жевательной резинкой окружающей среде. Его исследуют учёные. О том, что происходит с выплюнутой жвачкой, снимают документальные фильмы. Важно знать, что современная жвачка состоит из синтетических неразлагаемых материалов, с добавлением подсластителей, красителей и ароматизаторов. Жевательная резинка засоряет почву так же, как и пластик. Для того, чтобы она разложилась, в жарком и теплом климате требуется 30 лет, в холодом – 100.
Добавить комментарий