Вальс дождя
Перевод с узбекского рассказа Шерзода Артикова
– Что случилось с вашей ногой?
Дверь была приоткрыта, поэтому я и не заметил, как вошла Назокат.
– Иногда болит, – сказал я, разминая левое колено и морща лоб.
Назокат повесила пальто в шкаф и положила туда же свою сумку. Сегодня она выглядела более воодушевленной. Ее вчерашняя усталость куда-то исчезла, и было заметно, что она горит желанием побыстрее начать занятия – она сразу села за пианино.
– Бетховен был бы мной доволен, – сказала она, взяв ноты в руки и пробежав их глазами, – я много играю его сонату и здесь, и дома.
Я пару раз согнул, разогнул колено и встал.
– Уже немного времени осталось до конкурса. Мы должны успеть.
Пальцы Назокат пробегали по черно-белым клавишам.
– Глядя в ноты, я играю без ошибок. Но когда играю наизусть – начинаю ошибаться, – сказала она.
И снова, также, как и вчера, звучало пианино «Беларусь» и соната Бетховена, посвященная девушке по имени Элиза. Я смотрел на Назокат, она старалась не смотреть в ноты. Играла она медленно и внимательно, ни на что не отвлекаясь.
– Ты в этот раз трижды ошиблась, – сказал я.
Назокат вопросительно на меня посмотрела. Я указал в каких местах была ошибка, невольно к ней приблизившись.
– Вам лучше пойти к врачу, – сказала она, глядя на мое левое колено, слегка согнутое от боли. – Я сама позанимаюсь.
– Не надо, – ответил я.
Я много занимался с Назокат. До традиционного конкурса молодых пианистов, организованного в городском культурном центре, оставалось не более двух дней. Времени было мало, а работы было еще много.
– Иногда мне хочется разорвать эти ноты, они мне мешают, – сказала Назокат, когда мы с ней вошли в кафе.
– Ты же знаешь – без нот ты ошибаешься.
– Вы не ошибаетесь, и я тоже научусь.
Мы заказали два кофе. Было начало октября, и погода стояла холодная и ветреная. Горячий кофе был как раз кстати.
– Почему вы для конкурса выбрали Бетховена? – спросила Назокат, медленно отпивая кофе. – Если бы это зависело от меня, я выбрала бы другого композитора.
– Бетховен совершенен и подходит для конкурса. Именно поэтому я выбрал его.
– Но на конкурсе исполняют не только Бетховена, но и Шопена или Штрауса, – сказала она задумчиво. – И так ежегодно. Подобное постоянство когда-нибудь наскучит.
Я разминал колено, оно снова начало болеть. Назокат некоторое время помолчала и сказала:
– Вы действительно должны пойти к врачу. Не отказывайтесь. Я буду сама заниматься, пока вас не будет.
Я засмеялся.
– Уговорила.
Назокат усердно занималась, пока я не вернулся от врача. Она даже немножко вспотела.
– Эти боли из-за той автомобильной аварии? – спросила она, повернувшись ко мне, когда я курил сигарету, сидя в кресле возле окна.
– Да, тогда я сильно повредил левую ногу. С тех пор болит на холодную погоду.
Изо дня в день Назокат усердно занималась. Сегодня ее исполнение приблизилось к совершенству. Это меня радовало. Вскоре она ушла. Почему-то, прежде чем сесть в такси, она посмотрела на окно, в котором стоял я. На миг наши глаза встретились. Я смущенно закрыл занавеску и отошел от окна, бросив сигарету в пепельницу. Вечером, когда я читал записки Бетховена, переведенные на русский язык, мне позвонила Назокат.
– Как ваша нога, не болит? – сказала она.
– Еще болит. Оставит ли она меня когда-нибудь?! – ответил я ей откровенно.
– Я хочу вам кое-что сказать… завтра я хотела бы поработать дома. Я к вам не приду. Можно?
– Пусть будет по-твоему, – ответил я, подумав, что у нее для этого есть какая-нибудь веская причина.
Я встретил Назокат в день конкурса возле культурного центра. Она была нарядно одета. Её волосы, обычно собранные в строгую прическу, был уложены более красиво. Внешне она выглядела бодрой и пыталась улыбаться, но ее запавшие глаза были утомлены. Вместе с ней пришли ее родители и близкая подруга.
– Как ваше здоровье? – беспокойно спросила она.
Всю ночь у меня болело колено и, по-видимому, мой вид это выдал. Она продолжила:
– Вам нехорошо.
– Пойдем в зал, – сказал я и показал руками, что самочувствие у меня в норме.
Мы вошли в зал. Нас встречали организаторы конкурса. Зал был переполнен. Сотни людей… большинство из которых были родственниками конкурсантов и их руководителями. Были здесь и редкие любители классической музыки.
В конкурсе участвовали около двадцати человек. Конферансье представил публике конкурсантов, жюри, организаторов и конкурс начался. Я сидел в первом ряду и мне был хорошо виден коричневый рояль в центре сцены.
Первые три участника были намного менее талантливыми, чем Назокат. Исполняя произведения Шопена, Рахманинова и Шостаковича, они во многих местах ошибались. Другие участники были, как минимум, на уровне Назокат. Только девятый участник – рослый парень – изумительно исполнил музыкальное произведение Шумана.
– Наша очередная участница – Назокат Ахмедова, – объявила ведущая. – Исполняется «Вальс дождя», композитор – Акмаль Рустамов.
Назокат вышла на сцену и, садясь за рояль, поискала меня глазами. И я не отрывал от нее глаз… я смотрел на нее с мольбой, словно хотел крикнуть: «Всё, довольно». Мое сердце болело и учащенно билось… А она играла, вальс продолжал звучать. Назокат играла удивительно хорошо и весь зал безмолвно ее слушал. И только я один боролся со своими страданиями и воспоминаниями. Она играла вальс, сочиненный когда-то мной. Я написал этот вальс незадолго до того, как моя жена погибла в автомобильной аварии. Этот вальс причинял мне невыносимые страдания каждый раз, когда я его исполнял. В глазах становилось темно и сердце вырывалось из груди. Именно поэтому я доиграл его до конца только раза три. Это был почти забытый вальс, который пылился в папке, в моем кабинете.
Я встал и прошел за кулисы. Здесь стояла Назокат и наблюдала за выступлением следующего участника.
– Вот ваш вальс, – сказала она, увидев меня, и вручила мне ноты.
– Зачем ты это сделала? – спросил я, скомкав ноты.
Назокат с интересом слушала рапсодию Листа.
– Замечательно написано, именно поэтому мне захотелось его исполнить, – сказала она, обернувшись ко мне.
Я вернулся на свое место. В это время уже все конкурсанты закончили свои выступления, и настало время для объявления заключительного решения жюри.
Судьи долго обсуждали и, наконец-то, признали победителем рослого парня, который в совершенстве исполнил музыкальное произведение Шумана. Назокат дали второе место. Подруга и родители подошли ее поздравить.
После окончания конкурса организаторы поинтересовались моим мнением о конкурсе. Пообщавшись с ними несколько минут и обменявшись идеями, я пошел к выходу.
Назокат догнала меня и остановила.
– Вы обиделись от меня? – сказала она, посмотрев мне в глаза.
– Должен ли я веселиться? – ответил я, стараясь не посмотреть на нее. – Во-первых, ты растревожила мою душевную рану. А во-вторых, если бы ты сыграла Бетховена, то победила бы. Ты была хорошо подготовлена.
– А я вам говорила, что надоело исполнение только одних Шопена и Бетховена, – она глубоко вздохнула. – Вы сочинили поразительную музыку.
Не желая продолжать этот разговор, я махнул рукой и вышел на улицу. Был сильный ветер, желтые листья взлетали и кружились в воздухе, словно птицы.
– Эта авария была несчастным случаем. Перестаньте винить себя в смерти жены. На вид вам не больше тридцати, но вы словно заживо себя похоронили. Я перелистывала папку в вашем кабинете. В ней есть сонаты и вальсы… один прекраснее другого. Честное слово, они изумительны.
Услышав это, я остановился и повернулся к Назокат.
– Тогда… когда я был за рулем, мои руки были на руле, но мысленно я играл этот проклятый «Вальс дождя». Я отвлекся от дороги, потому что играл этот вальс. Ты это понимаешь?! – я лишь потом осознал, что громко кричал.
Назокат со слезами на глазах попыталась подойти ко мне, но я остановил ее рукой.
– Так, не стой на холоде. Сильный ветер. Вот родители твои идут и подруга. С ними делись впечатлениями и празднуй свое достижение. Иди.
Назокат не сдвинулась с места. А я отвернулся и уверенно пошел прочь. Уже подходя к остановке, я вдруг почувствовал, что не в силах ждать автобус, и махнул рукой, подзывая такси.
В этот момент я не хотел идти домой. Я приехал туда, где мог вспомнить свое прошлое, встретиться с ним лицом к лицу.
Я одиноко гулял по парку, потеряв счет времени. На углу была площадка для кормления голубей, и я направился туда, прямо в самую гущу сотен голубей.
Наконец решил пойти на работу. У меня не было уроков, так как была суббота. Просто мне хотелось скрыться в своем кабинете и сесть за инструмент.
Поднявшись по лестнице, я изумился, увидев возле дверей Назокат.
– Ты что теперь всегда будешь гоняться за мной? – спросил я.
Назокат обессиленно опиралась на дверь.
– Да… Всю жизнь…
Добавить комментарий