Урок, который учит быть человеком (экспресс-опрос)
Не будешь честным – лишишься доверия, не будет достоинства – нет тебе уважения… Можно долго перечислять человеческие промахи, совершаемые ежедневно. Согласитесь, что хоть и поучительно, но все же очень обидно всему в жизни учиться на своих собственных ошибках. Честность, уважение, достоинство – вот они, простые истины нашей жизни. Где же этому учат? Конечно, в семье… Но теперь и в школе! Недавно в российских школах появился новый предмет – Основы религиозной культуры и светской этики.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объёме 1 часа в неделю во втором полугодии 4 класса и в объёме 2 часов в неделю в I четверти в 5 классе. Проект в формате эксперимента стартовал в апреле 2010 года в 21 регионе по поручению президента. Общее количество часов курса – 34. В Новосибирске и области, по выбору родителей, предмет ориентирован на изучение основ светской этики. В методических письмах, сопровождающих введение этой дисциплины в школьную программу, сказано, что курс органично входит в круг гуманитарных предметов, являясь по сути культурологическим, и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества и своей сопричастности к ним. В нашей школе это предмет ведется уже второй год, в четвертых классах его ведут учителя начальной школы, а в пятых – учителя русского языка и литературы, все они сначала прошли специальную курсовую подготовку.
«Введение данного предмета очень полезно для духовного развития и воспитания подрастающего поколения. Цель данного образовательного модуля – дать учащимся общее представление о том, что такое этика, построенная на нерелигиозных основаниях, показать, что мораль составляет неотъемлемую часть человеческой культуры», – рассуждает учитель русского языка и литературы, преподающая новый предмет в пятых классах, Сметанина Наталья Владимировна. Действительно, подрастающее поколение должно когда-то (а чем раньше, тем лучше!) понять, что соблюдение всеми норм морали и этикета существенно облегчает жизнь, не дает родиться разногласиям, способствует взаимопониманию. Это, безусловно, повлияет на дальнейшую жизнь учеников, поможет им многого добиться в жизни, приобрести и, главное, не растерять друзей.
Со своей коллегой согласна учитель русского языка, литературы и основ светской этики Мжельская Валентина Михайловна: «Светская этика дала знания, которые помогут учащимся самостоятельно оценивать моральность своих поступков, а в итоге сделать свою жизнь и жизнь других людей лучше. В курсе данного модуля обсуждаются вопросы: что такое добро и зло, добродетель и порок, альтруизм и эгоизм? Что значит быть моральным? В течение проведённых уроков учащиеся узнали о том, что такое настоящий друг, честь и достоинство, стыд и совесть, этикет и о многом другом». Молодому поколению, безусловно, эти знания очень нужны, потому что в наше время нужно уметь общаться в разных ситуациях и с разными людьми. Общение составляет репутацию человека, только в общении можно произвести нужное впечатление на собеседника.
Никто не потянется за человеком, который сам никого не уважает. Вот я бы каждый раз с радостью собиралась на этот урок! Так приятно, что есть такой предмет, который делает человека лучше, добрее, воспитаннее, показывает, как важно изучать и ценить семейные традиции и государственные праздники. К сожалению, этого всегда так не хватает! «В курсе была предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала: «Древо моей семьи», «Предполагаемый герб семьи», «Подарок другу». На уроках учащиеся активно обсуждали поступки, совершаемые их сверстниками или ими самими. Дискуссия о нравственных качествах леди и джентельмена вызвала неподдельный интерес, как у мальчиков, так и у девочек», – рассказывает Мжельская В.М. Опытные учителя находили интересные для каждого возраста формы подачи материала, выбирали подходящие жанры уроков, разыгрывали необычные коммуникативные ситуации и составляли творческие задания. «Учащиеся с удовольствием рисовали герб своей семьи, родовое древо, изображали совесть, писали сочинения, разыгрывали сценки, делали презентации», – подтверждает Сметанина Н.В. Наталье Владимировне и самой понравилось вести этот урок.
«Данный предмет мне очень понравился. С большим интересом готовилась к каждому уроку, открывала для себя что-то новое и ценное. Эти встречи дали возможность мне как классному руководителю ближе познакомиться с учениками, которые только недавно перешли из начальной школы в среднее звено, понять их характер, отношение к семейным ценностям, доброте, дружбе, состраданию. Считаю, что надо вести этот курс в одном классе и преподавать целый год, разделив большие темы на несколько уроков», – признается учитель. Одна из ключевых идей курса заключается в том, что жизнь человека и семья – главные ценности человека, а государство – это большая семья. Без малого нет большого!
Как было интересно читать сочинения пятиклассников о родителях, братьях и сестрах, бабушках и дедушках! Сколько в этих работах теплоты, любви, заботы! Пятиклассники, которые совсем недавно расстались со своими первыми «школьными мамами», повзрослели, познакомились с разными учителями и попали в большую школьную семью, так рассуждают о семейных ценностях: «Моя мама-ангел, потому что она очень добрая и отзывчивая. Если даже не в нашей семье кто-то заболел, то мама бежит туда. Если мама заболеет, то я могу быть около неё день и ночь. У моей мамы ангельские руки и глаза. Её взгляд наполняет жизнью. Её улыбку не описать словами. Моя мама-ангел!!!» – пишет о своей маме Дмитриева Станислава.
А Хоренко Александра рассказала о своей сестре: «Моя сестра Кристина – самая прикольная сестра во Вселенной, никогда такую не найдёшь. Она меня понимает и поддержит в трудную минуту, и я уверена, что она станет отличным психологом, потому что она понимает меня с полуслова». «Я очень люблю своего папу! – признается Слободин Алдексей. – Он всегда поможет и защитит. Нам с папой очень нравится читать журналы про машины и кататься на велосипедах в Заельцовском парке. Мой папа – опора нашей семьи!» «Моя бабушка живёт в деревне, у неё очень большой дом! – рассказывает в своем сочинении Киреев Максим. – Когда приезжают гости, то всем хватает места.
Несмотря на свой возраст, она держит большое хозяйство. Мы с братом очень любим молоко, которое даёт ее корова Рябина. А какую вкусную пиццу печёт моя бабушка! У бабушки в саду очень много цветов, она любит ими заниматься. Моя бабушка в отличной форме, потому что по вечерам делает пробежку». Наверняка, ребята, которые умеют так ценить заботу и любовь своих родственников, сами создадут крепкие семьи, будут хорошо воспитывать своих детей, станут для них примером. Что же думают пятиклассники об уроке ОРКСЭ? Что им особенно запомнилось на этих занятиях? Какие моменты уроков показались самыми интересными? Вот что нам рассказали ребята. «На этих уроках было очень интересно. Мне понравилось, что нас учили быть добрыми, не мешать остальным. Чтобы человек сохранял свое достоинство, честь.
Любил свою семью, Родину. Уважал других людей», – поделилась впечатлениями Бабаян Диана. «Мне очень понравились уроки «ОРКСЭ», потому что они очень увлекательные и интересные. Мы с учителем узнавали все новые и новые понятия и правили, такие как: золотое правило нравственности, поступок, опыт, и т.д. На первом уроке мы узнали, что такое род, семья, фамилия, родословная. Заглядывали в разные словари и справочники, сравнивали определения, выбирали главное. Было очень интересно. А на последнем уроке мы изучали любовь и уважение к Отечеству», – рассказала Черепанова Ксения. «Мне понравилось, как мы на уроке дарили друг другу подарочки. Все ребята старались, и подарки получились хорошие. Однажды нам задавали сделать на листе А4 семейное дерево. У многих наших ребят получилось очень даже неплохо. Мы обсуждали каждое такое дерево...
Мне было приятно, когда говорили про мое дерево. Еще мне очень понравилось, как мы обсуждали наш класс... было очень интересно, что про тебя напишут одноклассники», – делится Кошлоба Настя. «Мне очень понравился предмет. Тем, что на уроке «Семейные праздники» мы решили устроить небольшой праздник и каждому из класса подарили подарки. Еще понравилась темы «Образцы нравственности в культуре Отечества». «Нравственные идеалы», пожалуй, самая интересная тема. На этом уроке мы разговаривали про джентльменов, леди, рыцарей. Этот предмет очень интересный!» – ответила Кулешова Ирина. «Узнал, что высшая нравственная ценность – жизнь человека», – признается Забабурин Виталий. «На этих уроках мы узнали, что такое Любовь и уважение к Отечеству», – рассказывает Филиппенко Екатерина. «Я узнала, как себя вести в общественных заведениях. Мне понравилось, когда мы делали подарки своими руками, складывали их в большую коробку, а потом дарили их друг другу.
Мне понравились темы: «Образцы нравственности в культуре Отечества», «Этикет» и «Семейные праздники», – поделилась Рыжкова Анна. «Мне понравились очень многие уроки, например, «Семейные праздники», уроки этикета. Но больше всего мне запомнился день сюрпризов. Мы дарили друг другу вкусные подарки. Мне достался очень красивый подарок от одноклассницы. Хороший, поучающий и интересный урок – светская этика!» – делает вывод Игнатова Алина. «Мы узнали, что такое культура и мораль, что такое добродетель и порок, справедливость, альтруизм и эгоизм, дружба, нравственный поступок. Самый запоминающийся урок был урок сюрпризов. Мы дарили друг другу различные самодельные подарки», – говорит Борисов Данил. «Мне запомнились темы: нравственный поступок, честь и достоинство, этикет, семейные праздники. Мне понравилось размышлять о родине. Запомнилось, как передавали листочки и все писали хорошие качества своих одноклассников.
На этих занятиях рассказывают про мораль человека, и ты вспоминаешь случай, когда ты сделал что-то хорошее или плохое», – рассказывает Барбуз Андрей. «Жизнь человека – высшая нравственная ценность» – именно эта тема мне очень понравилась. А на прошлом уроке мы рисовали «Семейное дерево» и «Герб моей семьи». Семейное дерево я решила сделать сама, а мама сказала: «Давай я тебе помогу», и я не отказалась», – вспоминает Филиппенко Екатерина. «Мне понравилась тема «Нравственные идеалы». Потому что там написано о богатырях и их подвигах», – делится с нами Воржавин Иван. «В учебнике есть очень много интересных цитат, мудрых мыслей. Например, одна из цитат: «Человек по-настоящему становится человеком только в момент принятия решения...» Эта цитата мне очень понравился потому, что в ней говорится об обычном человеке, который, так же как и мы, ходит, ест, спит, гуляет с друзьями, ходит на встречи и переговоры. Но на самом деле он не задумывался о том, что когда-нибудь настанет момент принять решение: жить или умереть, любить или остаться одному и т. д. И когда придет время, он встанет в тупик. Это называется: жизнь на грани смерти.
Ему в эту минуту становится очень сложно…», – рассуждает Мацылева Кристина. «Я хочу, чтобы такие уроки были и дальше. Урок о жизни интересен. Мы узнаем, что должно быть в хорошем человеке», – уверен Малявко Максим. Все 100% опрошенных нами пятиклассников позитивно отзываются об уроках ОРКСЭ. Кто-то думает о полученных знаниях, кто-то делится навыками этикета, а кто-то вспоминает о подарках от одноклассников. Но все сходятся во мнении, что урок этот важный и учит самому нужному и ценному. Но, на мой взгляд, за такой маленький срок – всего 34 урока – трудно освоить самый главный школьный предмет, который, по сути, учит человека быть человеком. Поэтому считаю, что предмет ОРКСЭ нужно изучать хотя бы года два, а то и дольше. Причем учителя со мной согласны. Особенно этот курс важен в 7-8 классах, так как именно в это время школьники переживают так называемый «переходный возраст»: время личных кризисов, которые не проходят незаметно и бесследно и для самих ребят, и для их учителей, и для родителей. Уроки ОРКСЭ для пятиклассников закончились… Они многому научили ребят. У всех разные воспоминания, но все они положительные. Теперь ученики знают об этикете, о моральных поступка, о традициях и государственных праздниках. Но это все теория…
А практику каждый из нас проходит каждый день, общаясь с родными, друзьями, коллегами и одноклассниками… Как бы хотелось, чтобы у всех нас всегда по этому предмету были только «пятерки», которые поставит нам сама жизнь!
Добавить комментарий