Учитель – в школе и дома (один день из жизни)
Шесть дней в неделю мы, школьники, ходим в школу.
Шесть часов в день смотрим на учителей, слушаем и даже иногда прислушиваемся к ним. Вот прошло 45 минут, звонок прозвенел, дети вышли из кабинета. Для нас учитель остался в школе. Но так ли это?
Как бы странно это ни звучало, но учитель с утра тоже любит поспать, а вечером поболтать с друзьями и родственниками. Только ему это практически никогда не удается. Изучить свой день разрешила Марина Юрьевна Тарасова, учитель русского языка и литературы. Она работает в 22 лицее с пятыми классами во вторую смену. Договориться с ней о встрече было практически не возможно. Вся ее жизнь подчинена расписанию уроков. Собственно, как и у любого школьника.
Но все же нам удалось поговорить.
Утро
День Марины Юрьевны начинается рано. Первым делом она включает классическую музыку (А когда-то в студенчестве ее дни проходил под музыку Beatles, Scorpions, Pink Floyd и т.д.). Затем варит крепкий черный кофе и думает о том, как бы поскорее проснуться и начать работать. Потому что уже с вечера в ее квартире находится 90 тетрадей, которые нужно проверить. Эта гимнастика для ума занимает 2-3 часа. После чего остается еще 3 часа, чтобы подготовиться к урокам. Параллельно идут звонки коллег, «которые как нормальные люди работают в первую смену». Общение с домашними, чаще всего, тоже – по телефону или скайпу, когда находится в Интернете. Параллельно в мировой паутине учитель ищет материал к уроку: картины, тексты, факты, ответы на некоторые вопросы. Ведь Марина Юрьевна преподает в пятых классах, а там дети смотрят на мир по-другому. «Почему нельзя говорить «ложить», а надо говорить «класть»?», «Какие языки наиболее трудны для изучения русскому человеку? Почему?».
«Дети очень радуются открытиям. Когда им отвечаешь, что значит тот или иной фразеологизм, сами пытаются его изобразить, представить. Их пытливый ум вдохновляет меня на многое», – говорит Марина Юрьевна. Хотя приходится встречаться с тем, что дети не все понимают. И дело не только в их поведении. Когда на уроке разбирали рассказ «Как патефон петуха от смерти спас», выяснилось, что дети не знают, что такое «патефон» и как выглядит петух. Пришлось искать эти изображения. Потом дети заинтересовались, почему символ петуха часто используют во Франции и стали сами искать информацию об этом. Для учителя такое отношение детей каждый раз – открытие, и стирается обыденное, наносное.
А если у Марины Юрьевны остается время, она успевает забежать в магазин, приготовить что-то на ужин, позаботиться о близких. А дальше – бегом в школу.
День
Урок начинается в 14.30.
В перерывах между уроками Марины Юрьевны в кабинете нет. Она все время решает какие-то задачи, помогает ученикам, общается с коллегами. Иногда удается выпить кофе с учителями. В течение всего дня Марине Юрьевне приходится что-то рассказывать и показывать. Вместе с учениками чему-то удивляется, что-то ставит под сомнение, «может, можно после «ш» написать «ы»?», но выясняется, что нельзя, задает домашнее задание, собирает тетради (новая порция для завтрашнего утра). В конце одного из уроков к Марине Юрьевне подходит школьный библиотекарь. Марина Юрьевна достает пять или шесть книг – отдает библиотекарю, а из ее рук забирает еще пять или шесть книг. «Может что-то и зацепит». Во всей этой суете, заполнении отчетов, бумажной волоките учитель почти не успевает читать. И, тем не менее, находит время окунуться в мир любимой литературы: «Люблю произведения Уэльбика, Гавальды – литература, которая раньше в нашей стране не издавалась. Сейчас читаю «Музы литературы» о любовных историях наших писателей».
Вечер
Когда дети уходят из школы (у второй смены это случается часов в семь), учитель наводит порядок в классе, пройдется по кабинету, поправит парты, задвинет стулья. Иногда в вечернем расписании появляется графа «Встреча с друзьями».
«Причем такие усилия надо прилагать, чтобы схлестнуться с кем-то в кафешке! Встречи происходят так: одну тему обсудили, ладно. Что там еще не обсудили? Ага… все разбежались по делам. Дали друг другу страшное обещание – встретиться через месяц. Через полгода вспоминаешь, что с кем-то о чем-то договаривались», – Марина Юрьевна с улыбкой на лице продолжает рассказ.
Но все интересы учителя не вмещаются в один день. Иногда вечерами или в выходные она смотрит современные фильмы. «Но времени на походы в кино нет, поэтому смотрю на DVD. Все мои однокурсники очень любят кинематограф и подсовывают мне очень часто интересные фильмы. Некоторые отрывки из них мы смотрим на уроке с учениками. Недавно смотрели отрывки из фильма «Всадник без головы» с Олегом Видовым, а к 9 мая планирую показать «Иваново детство» А. Тарковского».
О нашумевшем сериале «Школа» Марина Юрьевна тоже знает: « Хватило двадцати минут просмотра, чтобы понять стилистику и тему. Не очень мне понятны те фильмы, которые созданы для самовыражения оператора, а не режиссера. Мне этот фильм непонятен не потому, что мне непонятна сама школа, а потому, что никогда такого сгустка негатива не встречала».
Помимо этого, когда школьники отсыпались на каникулах, учителя работали и … учились. «Училась в этом году я. И сделала ряд наработок, которые открыли меня как ученицу. Это еще раз убедило меня, в том учитель должен учиться, учиться и еще раз учиться», – продолжает свой рассказ, но уже по телефону, Марина Юрьевна. За то время, что мы находились в школе, обсудить все не удалось. Поэтому «сеанс» продолжился на дому, часов в десять вечера.
После того как мы попрощались, Марина Юрьевна, наверняка, пошла общаться с родными и готовить материал к уроку назавтра. Или села дорабатывать кандидатскую. А потом открыла книгу и начала читать что-нибудь для души…
Добавить комментарий