Back to top

«У войны – не женское лицо»

И памятью той, вероятно,
Душа моя будет больна,
Покамест бедой невозвратной
Не станет для мира война.

А. Твардовский

Испокон веку на войну уходили мужчины. Оставляли дома жен, матерей, сестер поднимать детей, беречь домашний очаг и – ждать их. Но июнь 1941 года поднял на защиту страны весь наш народ от мала до велика. Не десятки и даже не сотни, а тысячи женщин наряду с мужчинами надели гимнастерки и сапоги. Женщина на войне – это уже подвиг. Но они не просто находились на войне, они воевали, совершали героические поступки. Книга С. Алексиевич «У войны – не женское лицо» – воспоминания женщин о войне, она несет правду о героизме и мужестве женщин-фронтовичек, эта книга о воспитании человечности.

Книга Алексиевич основана на письмах и рассказах самих участниц войны. Писательница так говорила о создании своего произведения: «Четыре мучительных года я иду обожженными километрами чужой боли и памяти. Записаны сотни рассказов женщин-фронтовичек: медиков, связисток, саперов, стрелков, зенитчиц…». Это книга рассказов-исповедей. Проблемы, отраженные в ней, актуальны и в наши дни. Это отношение к войне, к женщине, воспитание чувств, отношения между людьми, проблема памяти и ответственности за будущее.

Без чувства долга, чести, гражданственности, патриотизма нет духовного богатства человека в подлинном смысле слова. Поэтому воспитание чувств – центральная проблема книги С. Алексиевич. Война раскрывается через чувства женщин – участниц войны, которые пережили её. Это не случайно. Мужчины и женщины по-разному воспринимают войну. Заканчивается произведение призывом: «Поклонимся ей до самой земли. Её великому милосердию». Это призыв к нам, молодым. Работая над своим характером, мы должны воспитать в себе все человеческие чувства, и, прежде всего, чувство уважения к женщине, особенно к женщинам-фронтовикам. Читая воспоминания любой из них, мы узнаем, что они чувствовали, когда первый раз стреляли в противника или видели рукопашный бой; когда спасали раненых или слышали голос падающего в колодец ребенка; какие чувства борются в душе матери, когда она отправляет своего ребенка в разведку.

Перед нами встают женщины военных лет: санитарка, подпольщица, труженица тыла. Каждая из них в своем рассказе о тех грозных годах упоминает об отношении к ним солдат. Мы видим, что на войне и после победы солдаты, огрубевшие от военной жизни, не утратили уважения к женщине. Молодые девчонки, прибывшие на фронт, вызывали жалость и тяжелые раздумья у солдат: «Неужто мужиков не хватало, что дитэй таких побрали… дивчаток». Кем же стали эти девчата для солдат? Ветеран Ольга Васильевна Корж вспоминает: «Если мужчины видели женщину на передовой, у них лица другими становились, даже звук женского голоса их преображал…». «Сестренки», – так ласково называли их солдаты. Они оберегали их, жертвуя своей жизнью, прикрывая от немецкой пули. Многие из воинов были обязаны жизнью этим девчонкам. «У войны – не женское лицо», – это призыв к нам, к современному поколению, которому так не хватает внимания и заботы друг о друге.

Собранные вместе рассказы женщин рисуют облик войны, у которой совсем не женское лицо; они звучат как свидетельства – обвинения фашизму вчерашнему, фашизму сегодняшнему. Фашизм обвиняют матери, сестры, жены. Фашизм обвиняют женщины. И это не случайно: женщина дает жизнь, женщина и жизнь – синонимы.

Нужно ли было пускать девушек на войну? «Но они были на войне и сделали великое дело. Они, как и мы, носили кирзовые сапоги, тяжелые шинели, спали на снегу. Умирали от пуль и осколков…», – вспоминает о военной женской доле Саул Генрихович Подвышенский. Женщины утоляли боль и подносили снаряды, они были моряками и снайперами, партизанами и летчиками – они были солдатами. Это были смелые, необыкновенные девчонки. Но женщина не предназначена для войны, её место у домашнего очага. «Когда посмотришь на войну нашими, бабьими глазами, так она страшнее страшного», – сказала А.И. Мишутина, сержант, санинструктор. В этих словах простой женщины, которая всю войну прошла, потом вышла замуж, родила троих детей, нянчит внуков, и заключена главная идея книги.

О произведении С. Алексиевич можно сказать словами В. Астафьева: «Что бы я хотел видеть в прозе о войне? Правду! Всю жестокую и необходимую правду для того, чтобы человечество, узнав её, было благоразумней».

…И, шагая за высокой новью,
Помните о том, что всякий час
Вечно смотрят с верой и любовью
Вслед вам те, кто жил во имя вас!..

Э. Асадов

Поставь лайк

up
Проголосовали 17 пользователей.
Автор: 

Добавить комментарий

Target Image