У истоков народного образования Левобережья
(по следам научного исследования)
Всем известна русская пословица «Век живи – век учись». Но мало кто знает, как зарождалось образование в России и как развивалось в разных уголках страны. Казалось бы, кому это надо? Образование и без знания своего прошлого активно развивается в настоящем и делает уверенные шаги в будущее. Но с чего началось становление образования? Как зародилось желание в умах русского народа учиться? Сколько же понадобилось «инноваций» и «революций», чтобы отучить народ от «чтения доброго»? И главное: кто является отцом народного образования в городе Новосибирске? Ведь школьники даже не задумываются о том, как в XIX-начале XX вв. выглядела школа, какие знания получали их сверстники, какие предметы изучали и как проводили досуг. Поразмыслив на эту тему, я ощутила огромный интерес к истории становления народного образования не только в России, но и в родном городе – Новосибирске.
Начав собирать информацию о состоянии образования в России, я узнала, что к 1917 году в Российской империи существовало около 102 тысяч начальных училищ. Организация обучения в сельских начальных школах всех типов была одинакова. Открыв для себя неизвестные мне ранее факты из истории образования в России, я все больше стала углубляться в историю развития образования в своем Ленинском районе, а затем в Левобережье как в историческом центре будущего сибирского мегаполиса.
А начиналось все когда-то с сельских училищ. Работая в Городском архиве Новосибирской области, мне удалось собрать материалы, которые имеют отношение к развитию народного образования Левобережья. Благодаря найденным документам, удалось восстановить список учебных заведений левого берега: Криводановское (1911 г.), Больше-Кривощековское (1906 г.), Ерестинское (1903 г.), Мало-Кривощековское 1-е (1908 г.), Мало-Кривощековское 2-е (1910 г.), Бугринское (Кривощековское) (1862 г.), Нижне-Чемское (1901 г.) и Кривощековское (1899 г.). Из данного списка самой древней школой Левобережья оказалась Бугринское училище, открытое в 1862 году. Это училище активно развивалось. Об этом свидетельствуют не только найденные мною документы, но и малоизвестный факт о том, что на сегодняшний день два его приемника успешно продолжают обучать детей уже в крупном мегаполисе страны. Я и подумать не могла, что этими школами окажутся школа № 63 и школа № 128. Как в дальнейшем выяснилось, школа № 63 переняла от сельского училища лишь номер, а в новое здание школы № 128 учитель Бугринского училища Гаврилов Федор Михайлович перешел со старшеклассниками, где стал первым директором. Интересно, знают ли современные ученики этих школ прошлое стен, в которых они обучаются?
На самом деле информации о первой школе Левобережья мало, так как отсчет становления крупного города принято вести с образования Ново-Николаевска. Если отталкиваться от даты образования города, то первой школой стала Будаговская, открытая в 1894 году. Григорий Моисеевич Будагов не только создал первую школу для детей строителей, но и заложил мощную основу для дальнейшего развития образования в молодом городе.
Открыв для себя историю становления народного образования, я смело могу сказать, что жители Левобережья могут гордиться тем, что живут в историческом центре Новосибирска, на удивительной земле, которая слышала шаги одного из основателей нашего города Григория Моисеевича Будагова, биография которого связана с истоками народного образования.
По ходу раскрытия «белых пятен» становления народного образования на левом берегу Новосибирска в моей голове стала складываться отчетливая картинка того, как получали знания школьники предыдущих поколений.
Добавить комментарий