Трудный выбор подростков
Подростковый возраст – это очень важный период в жизни каждого человека, это переход от детства во взрослую жизнь. Современная жизнь требует от подростков принятия важных решений. Одно из таких решений – это выбор будущей профессии. Проблема состоит в том, что подростку в 15-16 лет очень сложно окончательно выбрать его будущую профессию, разобраться в своих интересах и увлечениях и понять, как это связано с его будущей профессией. Но у нас в гимназии с 10-ого класса начинается профильное обучение. Значит, девятиклассник должен сделать выбор – какой профиль выбрать. А мы понимаем, что выбирать приходится не предметы для углубленного изучения, а по сути будущую профессию.
В нашей школе был проведён социологический опрос среди учеников 9-х классов. И вот результаты этого опроса:
1. Знаете ли вы, какую профессию вы выберите в будущем?
«Да» – ответили 48% учеников,
«Нет» – ответили 52% подростков.
2. Знаете ли вы, в какой профильный класс хотите пойти?
«Да» – ответили 64%,
«Нет» – ответили 36% учащихся.
3. Настаивают ли ваши родители на какой-либо определённой профессии для вас?
«Да» – ответили 12%,
«Нет» – ответили 88% учеников.
4. Важно ли для вас мнение друзей о выбранной вами будущей профессии?
«Да» – ответили 28%,
«Нет» – ответили 72% подростков.
5. Помогает ли вам урок основы выбора профессии в выборе вашей будущей профессии?
«Да» – ответили 56%,
«Нет» – ответили 44% учеников.
Из данного социологического опроса мы можем сделать вывод, что только около 50% учеников 9-х классов выбрали будущую профессию и около 60% подростков выбрали профильный класс, в который они хотят поступать.
В нашей школе есть урок ОВП – основы выбора профессии. Это не обычный урок, на котором надо что-то учить и писать контрольные, на этом уроке мы пишем различные тесты и выполняем интересные психологические упражнения, с помощью которых мы можем узнать свой тип мышления, темперамент, особенности характера и в конечном счёте выбрать будущую профессию. Преподаёт этот предмет профессиональный психолог Вероника Андреевна Муругова. Именно ей я решила задать несколько вопросов по поводу профессионального выбора подростков:
– Как вы считаете, помогает ли урок ОВП ученикам 9-х классов выбрать будущую профессию?
– Я считаю, что урок ОВП не должен давать точного ответа на вопрос о выборе профессии, а должен подталкивать подростка на размышления о его интересах и увлечениях.
– Способен ли ученик в 15-16 лет выбрать будущую профессию?
– Способен, но выберет ли – это большой вопрос. Окончательную профессию в подростковом возрасте выбрать сложно, но профильный класс ученикам выбрать легче.
– Много ли подростков ошибаются в выборе профильного класса?
– Практически никто не ошибается, но есть ученики, которые еще не определись со своими интересами и не поняли, какие предметы им наиболее интересны. Эти ребята поступают в класс, где дается универсальное образование.
– Что делать подросткам, на которых давят родители, и считаете ли вы, что им нужно прислушиваться к мнению родителей или делать свой собственный выбор?
– Нужно рассказать родителям о своём выборе и сделать грамотную презентацию выбранной профессии. Нужно задать родителям вопрос: «Хотите ли вы, чтобы я был счастлив?» Между родителями и детьми должно быть доверие. Нужно стараться разговаривать с родителями на их языке и чётко обосновывать своё мнение.
Итак, вы получили ответ на главный вопрос статьи: может ли подросток в 9-ом классе выбрать будущую профессию? Вы узнали, как надо общаться с родителями по этому вопросу. И всё-таки этот вопрос будет оставаться актуальным во все времена, ведь подростки будут оказываться перед таким выбором каждый год.
Добавить комментарий