Телевидение - это мы
Сегодня не каждый мой ровесник знаком с любимыми фильмами наших родителей. Но мне запомнилась фраза Рудольфа Родиона из фильма «Москва слезам не верит»: «Со временем телевидение перевернет жизнь всего человечества. Ничего не будет: ни кино, ни театра, ни книг, ни газет – одно сплошное телевидение». А еще он сказал: «Давайте поговорим об этом лет через двадцать». Прошло уже далеко не 20 лет. Что бы сказал герой фильма, попав к нам в 21 век? Нет, его прогноз не сбылся: осталось и кино, и театр, и книги, и газеты - и всё это пользуется огромным спросом. Но! Что ни говори, а все-таки основная информационная роль остаётся за телевидением. Телевидение сегодня — это и источник информации, и вариант досуга.
Как использовать преимущества телевидения в образовательной деятельности школы? Ответ – школьное телевидение.
Дать необходимые знания, обеспечить ими активные позиции в современном информационном обществе – главная задача детского телевидения.
Нашему школьному телевидению «ШТВ-90» уже около четырех лет.
И, казалось бы, можно считать, что детское ТВ в школе создано – мы делаем телесюжеты, участвуем в городских, российских и международных конкурсах, выкладываем видео в интернет. Но, к сожалению, тот порог, который отделяет эксперименты и текущую деятельность видеостудий от полноценного интернет-телевидения, перешагнуть пока не удалось.
Школьное телевидение – это своего рода видеостудия, т.к. отсутствует домашний просмотр, прямой эфир, многоканальный способ съемки.
В отличие от других видов детского творчества, телевидение предполагает непрерывное производство продуктов – передач, фильмов и т.д.
Координацию деятельности детских и молодежных видеостудий, обучение школьников, педагогов и других участников должно осуществлять звено, укомплектованное необходимым штатом сотрудников, имеющих опыт работы на телевидении – школа-студия детского ТВ. В ее состав должны входить редакции передач, учебные творческие классы и мастерские, студийный комплекс, инженерные службы.
Такой подход необходим для того, чтобы расширить тематический круг и аудиторию детских школьных видеостудий, дать возможность детям проявить себя в глобальной Сети, выйти на необходимые объемы вещания.
В Новосибирске созданы необходимые предпосылки для создания детского и молодежного интернет-телевидения, и, вероятно, наилучший подход к обучению – это работа над конкретными телевизионными проектами, в процессе которой и дети, и школьные педагоги получают необходимые знания и навыки.
Уже третий год мы сотрудничаем с городским проектом «ДетТВ-Новосибирск».
Проект создан специально для того, чтобы дети могли непосредственно участвовать в процессе создания телепродуктов, сталкиваться с атрибутами ТВ. Цитируя А. В. Тюстина, руководителя городского проекта, «ДетТВ» – это коллективное творчество, и никак иначе! И это вытекает из специфики ТВ!»
Участвуя в проекте, мы делаем то, что невозможно сделать в школе - работаем с профессиональным и полупрофессиональным оборудованием способом многокамерной съемки в прямом эфире, а люди, помогающие нам, – настоящие профессионалы, включая инженеров телевидения.
Мы работаем на всех профессиональных позициях – режиссеров, операторов, звукорежиссеров, редакторов, корреспондентов и многих других.
Как оказалось, самыми сложными из телевизионных съемок являютсясъемки спортивных соревнований, особенно масштабных, когда программа формируется одной или несколькими ПТС одновременно с нескольких съемочных площадок с различными видами спорта, например, биатлона.
Сложность подобных съемок заключается в размотке огромного количества кабелей, необходимости развертывания и технического обеспечения комментаторских позиций и «stand-up»-позиций, в техническом взаимодействии со службами стадиона, дающими информацию на табло, развертыванием специализированных камер и их включением в программу.
При всех видах работ телевизионная бригада, работая на открытых спортивных сооружениях, всегда сталкивается с непредсказуемыми условиями освещенности объектов съемки.
Это создает большие трудности для работы операторов. Особенно во время спортивных трансляций, которые могут быть весьма продолжительными по времени и начинаться при дневном освещении площадки, а заканчиваться в вечернее время. Днем и ближе к вечеру разные части площадки, где происходит соревнование, могут быть освещены по-разному с большим перепадом освещенности.
Участвуя в проекте «ДетТВ – Новосибирск», главным для школьников является работа в прямом эфире.
Прямой эфир (в англ. Live, Live television) — это процесс непосредственной передачи телевизионного сигнала с места проведения записи в эфир, то есть трансляция сигнала в реальном времени.
Прямой эфир – это доходчиво и живо поданная картина происходящего (звуковая и зрительная), донесение ситуации до аудитории.
Работа в прямом эфире очень трудна и ответственна. Особенно если съемку в прямой эфир ведут дети.
Поэтому за эфиром кроется работа десятков специалистов: журналистов, операторов, режиссеров, редакторов, телеведущих и т. д. Данная работа требует соответствующего образования и определенных навыков.
Особенностью прямого эфира является невозможность редактирования получаемых и сразу отправляемых данных, что не исключает определённой вероятности транслирования непредвиденного события.
Ни зритель, ни телеведущий никогда не знают, что может произойти в следующий миг съемок.
Поэтому благодаря средствам подобных познавательных, развлекательных и образовательно-педагогических интерактивных виртуальных пространств происходит начальная практика в той или иной профессии.
Работа на телевидении значительно повышает активность всех участников образовательной деятельности.
Распределение ролей вытекает из сущности происходящего: оператор в возрасте 15-ти лет подчиняется режиссеру 13-ти лет. А потом роли меняются! Таким образом, каждый имеет возможность побывать во всех имеющихся ролях. Это прямая отсылка к Макаренко, и подобный опыт руководители телестудии практикуют около 20-ти лет.
Из Википедии мы узнали, что воспитание детей по Макаренко основано на принципе единства трех социальных единиц: общество – коллектив – личность. Ребенок при этом является не столько объектом воспитания, сколько полноценным участником воспитательного процесса, творцом, соратником взрослого.
Александр Васильевич Тюстин вспоминает прошлогоднюю ситуацию: «Идут соревнования по биатлону. Из Ярославля приезжает тренер, четверо юных спортсменов. Но смотрит-то наш продукт – прямой эфир биатлона – весь Ярославль! И так с каждым населённым пунктом. Спортсмены Вологды, Красноярска и прочее – и тысячи зрителей вологжан и красноярцев. Зрители со всех регионов России, за рубежом. Зритель, абсолютно незнакомый детям».
Телестудия «ДетТВ» - это тот случай, когда детское творчество становится востребованным взрослыми людьми, разными сообществами, когда есть зарубежный зритель. Получается, огромная значимость не только для города, но и для страны.
Здесь ничего не придумано!
Сейчас идет информационная война о роли российского общества в мире….
Оспорить многочасовой прямой эфир невозможно! Ведь трансляция идет на весь мир и собирает, по данным Google Analytics, до 250 000 зрителей! Многочасовой прямой эфир ставить под сомнения невозможно! И дети это чувствуют.
Часто, когда мы берём интервью у взрослых, видим, как сильно они волнуются. Пытаемся успокоить, приободрить, «приготовить» к интервью.
Опять же, взрослые меняются позициями с детьми. И это вытекает из специфики ТВ, а не навязано, придумано педагогами искусственно.
Так как в Детском телевидении нет рекламодателей, спонсоров, то рейтинг, который убивает современное телевидение, ДетТВ не важен.
«ДетТВ» вне конкуренции, со всеми телеканалами состоит в дружеских отношениях.
Для нас, школьников, имеет большое значение, что взрослые люди, а также взрослые знаменитые люди, высоко ценят нашу работу. Например, после трансляции игр «Анна Богалий. Лыжный мир» к нам обращается с благодарностью Анна Богалий. После соревнований по борьбе искренне благодарит Александр Карелин. Это очень важно, чувствовать себя нужными и востребованными, понимать, что мы делаем важную работу.
В нашем проекте роли четко распределены: технические вопросы, связанные с трансляциями, каналами связи, настройкой сложной аппаратуры, решают взрослые, творческие – дети (при необходимости – с помощью взрослых). Ребята сами ищут материалы, готовят вопросы для интервью – но все под контролем взрослых. Почему такое большое участие в процессе принимают взрослые? Эфир, особенно прямой, – это огромная ответственность, а вещание в Интернет – это вещание буквально на весь мир, поэтому нельзя отдать всё в руки школьников. Задача взрослых состоит не в том, чтобы работать за детей, а в том, чтобы работать вместе с ними – обсуждать и обдумывать, исправлять ошибки…
Цитируем слова Александра Васильевича Тюстина:
- Само словосочетание – телевидение – от слова «далеко вижу». Этим мы и занимаемся – смотрим вдаль. Вот уже 2 года мы работаем в прямом эфире.
Так случилось, что мы в стране единственные, кто транслирует в прямом эфире большие спортивные, культурные, детские события.
Для нас важно, чтобы события были детские, не коммерческие, не рекламные!
Участники Детского телевидения – это прежде всего, школьники из разных районов города Новосибирска.
Чем интересен прямой эфир, когда съемки идут многокамерным способом?
Детям приходится работать большими творческими группами, в реальном времени.
Как. например, сегодня, на Кубке Богалий: 9 камер соединены кабелями с одним режиссерским пультом. Одних операторов нужно, сменяя друг друга, 27 человек. Несколько режиссеров и звукорежиссеров, «кучка» корреспондентов. Ребята переговариваются по связи.
А взрослые – это наставники и инженеры.
ДетТВ Новосибирска – единственная детская творческая группа, которая транслирует Рашен Спорт.
Работы остаются в архиве, участники могут посмотреть трансляции онлайн.
Наша студия позволяет смотреть материалы по всему миру.
Нас смотрят в Новой Зеландии, на Украине, в Америке, Финляндии, Норвегии, на Сахалине. И еще очень много мест на Земле, где просматривают наши передачи.
Присоединяйтесь, ребята, к нашей творческой группе!
Как показала практика, наилучший подход к обучению – это работа над конкретными телевизионными проектами, в процессе которой и дети, и школьные педагоги получают необходимые знания и навыки.
За 2013-2016 годы «Детским ТВ-Новосибирск» и с помощью нас, учеников 90 школы, реализованы интернет-трансляции:
- Международных Детских Игр «Спорт, Искусство, Интеллект»;
- соревнований по биатлону на кубок Анны Богалий;
- соревнований по плаванию в ластах «Золотая ласта» на призы Анастасии Глухих и Сергея Ахапова;
- семейного конкурса «Папа, мама, я – спортивная семья»;
- Международных кинофестивалей «Жар-Птица», детского кино и пр.
- на сайте запущено тестовое интернет-вещание для детей, а трансляции соревнований по биатлону, борьбе и подводному плаванию размещались и на сайте russiasport.ru, с которого транслировались Зимние Олимпийские Игры в Сочи.
«Это даже не профориентация. Многие ребята передумывают идти в журналистику после работы у нас: много подготовительной работы, и творчества – минимум. Мы просто хотим, чтобы они хорошими людьми выросли. Дети к нам приходят учиться работать в команде. Учатся планировать. Учатся слушать и слышать друг друга», - прокомментировал руководитель телестудии Александр Васильевич Тюстин.
Телевидение – командная «игра». Иначе здесь ничего не получится. Собственно, прямой эфир – это побочный продукт нашей деятельности. Взрослые телевизионщики удивляются, говорят: «Так не работают!» А мы работаем.
За три года прямой эфир ни разу не был сорван. Ни одна камера не была сломана или повреждена. Мы, школьники, очень ответственно относимся к тому, что здесь делаем.
СМИ – конкурентная среда. Каждый сам за себя. Легко ли нам, ребятам, в этом «взрослом» мире?
Легко! Были случаи, когда старшие коллеги помогали нам. Например, однажды возникла проблема с камерой. Так работающий рядом оператор бросил свой аппарат и начал помогать. На Кубке Анны Богалий мы были единственными, кто транслировал в прямом эфире, т.е. мы были главными, и коллеги расступились, дали нашим пространство. Да, много всякого за эти три года произошло. Всего не упомнишь.
Как-то во время одной из трансляций мы на объекте были одни. Соревнования внезапно перенесли из одного здания в другое. Благо, по соседству.
Мы справились с ситуацией! Все перенесли, от усердия даже крышу пробили. Спасибо директору (бывшему боксеру), панику не поднял. Крышу заделали спокойно и нам помогли, а не отругали. И трансляция не была сорвана. А вообще, и в дождь, и в снег снимали.
У школьников мотивация достаточно жесткая и вполне взрослая - ведь трансляции и нужны для того, чтобы родители участников событий, учителя, тренеры, друзья, земляки могли поболеть за своих в реальном времени, поддержать. Из этой задачи вытекает понятная ответственность за качество работы.
Аудитория не так уж и мала - подвести своих товарищей на глазах, ну, хотя бы тысячи человек (а аудитория чаще всего, больше) - как оно Вам?
Здорово!
Нам очень повезло, что мы сотрудничаем с телестудией «ДетТВ». У нас все получается и всё нравится. А что дальше? Александр Васильевич мыслит глобально:
- Было бы здорово, чтобы наш проект разросся в масштабах страны. Предпосылки для этого есть: к нам уже приезжали перенимать опыт томичи.
А почему нет?
Из изложенного выше следует, что руководителям проекта «ДетТВ – Новосибирск» при сравнительно небольших вложениях удалось создать то, чего нет ни в России, ни, возможно, и во всем мире - телевидение, где совместно работают дети и взрослые, такой необходимый сегодня социальный инструмент понимания и взаимодействия. Все участники проекта, по завершении очередной интернет-трансляции, немедленно задают один и тот же вопрос: а когда будет следующая трансляция?
Далеко не все из нас собираются стать журналистами и связать свою жизнь с ТВ. Тем не менее, мы все считаем, что нам очень повезло – мы получили представление о том, как в информационном обществе, в котором нам предстоит жить и работать, делается самое главное – информация. И, как нам кажется, к этому стоит прислушаться.
Добавить комментарий