Социальная реклама в деле воспитания молодежи
Не правда ли, часто вещи, которые встречаются в нашей жизни чуть ли не ежеминутно, кажутся такими неважными, но при этом оказываются исключительно глобальными?
Я хочу затронуть тему социальной рекламы, а конкретно – ее роль в формировании сознания людей всего мира, и в частности – молодежи.
Социальная реклама стала не просто способом заставить общество задуматься, но и возможностью действительно поменять взгляд на какие-то вещи. Она заставляет обратить внимания и на мелочи, и на самые глобальные истины. Социальная реклама дает возможность изменить общество и сделать его лучше.
Социальная реклама представлена большей частью видеороликами, но также и наружной рекламой (билборды, лайтбоксы), а также рекламой в общественном транспорте: метро, автобусы, троллейбусы.
Она освещает абсолютно разные темы, в зависимости от того, какие острые проблемы пытается решить современное общество: дружба, любовь, отношение к родителям, долг, совесть, война, власть, отношение к людям с особенностями развития, межнациональные отношения и т.д.
Сейчас социальной рекламой занимаются не только общественные организации, органы власти, институты и благотворительные фонды, но и обычные люди, которые заводят каналы на общедоступном видеохостинге «YouTube» и выкладывают видео с целью как-то повлиять на общество, поддержать существующие в нем общественные течения, или наоборот – изменить их и противостоять им. Социальная реклама – один из способов повлиять на общество, осветить наиважнейшие моральные темы.
Я понимаю, что в сознании большинства людей слово «реклама» связано только с коммерческой рекламой. Но по сути, уже в древнейшие времена существовала политическая реклама – призывы отдать голоса за того или иного кандидата, поддержать одного или другого политического деятеля.
Социальная реклама в чистом виде далека от коммерции, она обязана привлекать внимание к жизненно важным проблемам, которые существуют в обществе, и к его нравственным ценностям. Мне очень нравятся ролики о взаимоотношениях между родителями и детьми, о благодарности, о любви к родителям. Иногда каждый такой ролик превращается, по сути, в маленький короткометражный фильм или даже целую серию роликов, объединенных общими героями.
Например, мне очень нравится ролик об отце, постоянно спрашивающем своего взрослого уже сына, читающего рядом с ним на скамейке газету, о чириканье воробья. Сын раздражается и повышает голос – и тогда оскорбленный отец приносит из дома дневник и просит сына прочесть запись, в которой рассказано, как много лет назад он гулял со своим маленьким сыном, постоянно задававшим ему одни и те же вопросы десятки раз, и с каким удовольствием он отвечал на них. Сын опускает голову на плечо отцу, обнимает его и плачет – и мы плачем вместе с ним. Так мы по-новому осознаем свои отношения с родителями, их важность.
Очень запал в душу удивительный тайский ролик о том, как продавец уличного фастфуда, пожалев мальчика, укравшего лекарства для больной матери, покупает для него лекарства и собирает узелок с едой – а спустя много лет ставший кардиохирургом бывший уличный воришка делает ему серьезную операцию и оплачивает счет за операцию и лечение.
Все мы прекрасно помним ролики «Русского проекта», которые и сейчас заставляют плакать и замечательный проект «Позвоните родителям», с которого, по сути, началась социальная реклама в России.
Изумительную социальную рекламу – о гимне, флаге, о национальных ценностях – снимают в Индии. Мне очень нравится ролик «The Tree», который в качестве звукоряда сопровождает очень популярная в Индии социально-политическая песня – «Tum chalo». Ролик начинается с картины остановленного упавшим поперек дороги деревом уличного движения. Сладко спят в автомобиле полицейские, ожидающие приезда дорожных служб, которые уберут дерево; маются люди в автобусе; ругаются молодая парочка в машине; приезжает такси, в которое пересаживается и уезжает со своими телохранителями застрявший в пробке политический деятель. А герой ролика, маленький мальчик с ранцем, напряженно думает над упавшим деревом, а затем снимает рюкзак и пытается своими маленькими ручонками сдвинуть огромный ствол. К нему присоединяются пробегающие мимо дети; глядя на детей, вылезают из автобуса взрослые; становится стыдно под укоряющим взглядом жены мужчине из автомобиля; под проливным дождем пытаются сдвинуть дерево плечом к плечу мусульмане, сикхи и индуисты – и вот, наконец, огромный ствол отброшен к обочине дороги и мимо него движется огромный поток машин и улыбающихся, смеющихся, хлопающих друг друга по плечу людей. «Идите в ногу с ветром; помогите солнцу светить ярче; если продвигаетесь вперед вы, будет двигаться вперед Индия», – поется в песне. Ролик прекрасно воспитывает чувство личной ответственности за происходящее в стране, учит молодых не проходить мимо проблем и пробуждает потрясающие эмоции.
Есть целый пул трогательных, берущих за душу роликов социальной рекламы Asian Parent, посвященных отношениям родителей и детей.
Так социальная реклама привлекает внимание к нравственным ценностям общества и формирует их, очеловечивает общество, меняет его поведенческую модель, создает новые социальные ценности.
Это мы сейчас говорили о социальной рекламе, которая создается обществом в некоммерческих целях. Иногда ее производство спонсируется – и тогда на плакатах и в роликах могут присутствовать логотипы компаний, спонсирующих эту социальную рекламу.
Но яркой приметой нашего времени становится и дрейф целей бизнеса в сторону большей социальной ответственности в бизнесе; понимание того, что социальная реклама может приносить не только моральный, но и материальный выигрыш. В этой связи я бы хотела привести в пример поисковую компанию-гигант Google, которая снимает изумительные социальные ролики, тема которых напрямую связана с темой использования поисковой системы. Несколько лет назад компания запустила чудесный и трогательный вирусный ролик «Цифровое Рождество», в котором рассказала историю Рождества Христова с помощью средств цифрового мира. Настоящим шедевром социально ориентированной коммерческой рекламы я считаю цикл роликов, снятых индийским подразделением Google про старых друзей, потерявших друг друга при разделении Индии на Пакистан и Индию. Один из них, Баладев, вынужден был за одну ночь уехать из Лахора в Индию, навсегда потеряв связь со своим другом, мусульманином Юсуфом, оставшимся в пакистанском Лахоре. Спустя десятилетия внучка Баладева, используя сервисы Гугла, разыскивает Юсуфа, который приезжает вместе с внуком в Индию. Это потрясающий мини-фильм – о дружбе, которая не имеет срока; о том, что нет межнациональных и религиозных разногласий, если люди остаются людьми, и о том, что сервисы Google способны здорово облегчить жизнь. Это основной ролик; есть и еще короткие ролики – о том, как дедушки пытаются ближе свести внучку Баладева Суман и внука Юсуфа, отправив их на рынок вместе; о том, как дедушки готовят и покупают специи для готовки – и это маленькие, очень человечные и теплые ролики, которые доносят до зрителя самую основную идею: можно жить с любовью в сердце, без вражды, уважая, ценя и понимая друг друга – даже если между твоими странами нету пока взаимопонимания. Основной ролик называется «Reunion» – воссоединение. Достаточно прочитать комментарии под этими роликами на ютьюбе – пишут индийцы и пакистанцы, пишут теплые и добрые слова – наверное, ради этого стоит даже коммерческим компаниям снимать социальную рекламу! И это очень здорово, что средства продвижения этих человеческих ценностей адаптированы для нас, молодых, и мы можем этими ценностями проникнуться.
Таким образом, я считаю, что социальная реклама – это мощный инструмент, который в благих руках даст самые благие результаты.
А как Вы считаете: полезна ли социальная реклама? Важна ли она в деле воспитания молодежи?
Добавить комментарий