Синдром бедности, или Милостыня во зло?
Я нахожусь в городе Новосибирске на пересечении улиц Ватутина и Блюхера. Это оживленное место. Практически на перекрестке расположен крупный торгово-развлекательный центр «Версаль». В нескольких минутах ходьбы – станция метро. Нужно сразу оговориться, что в адресный указатель можно было бы включить практически каждую улицу города, любой крупный или небольшой магазин…
Спешат люди, гул от транспорта заглушает их разговоры. Но иногда в уличном шуме можно различить звон монет. Это обычные прохожие: молодые и пожилые, часто дети по указанию мамы, бросают звенящую милостыню в стаканчик нищего. Задаю вопрос тем, кто бросает мелочь: «Что вы делаете?» Слышу заготовленный ответ: «Помогаю», а дальше стандартные фразы – «...бедному, несчастному, одинокому…». А вот вопрос «Зачем?» вызвал глубокое недоумение. Люди пожимали плечами и спешили дальше.
Я думаю, что этот малозначительный эпизод в жизни «кипящего» города заслуживает особого внимания, так как вопрос бедности – это вопрос развития нашего с вами общества.
На улицах города мы видим следствие бедности – нищие просят милостыню. А для того, чтобы ответить на вопрос, ставящий горожан в тупик, следует вникнуть в суть проблемы, найти причины данного явления.
История свидетельствует, что бедность существовала испокон веков и считалась вполне обыденным явлением. У разных социальных групп был разный образ жизни, и часто он воспринимается как норма жизни. Капиталистическое общество впервые уравнивает граждан юридически и экономически, расслаивает на богатых и бедных.
Сегодня часто на скамейках, в автобусах, в небольших очередях магазинов можно услышать негативные реплики в адрес правительства, которое якобы довело страну до бедности… Но тут же следует оговориться, что и хваленые (и действительно, богатые) страны: США, Германия, Франция, также озабочены борьбой с бедностью.
Если верить данным Всемирного банка, то еще в 2015 году на нашей планете 10 % людей жили за гранью бедности. Почти четыре миллиона из этих людей проживают в США, чуть меньше в других странах с высоким уровнем дохода, таких как Италия, Япония и Испания.
Так в правительстве ли дело? Помимо структурных причин бедности (эти причины связаны с экономическим и социальным устройством общества), существуют еще и культурные, которые показывают, что для нищих характерна своя культура и мораль.
Еще в 1969 году Оскар Льюис, американский антрополог и этнолог, провел ряд исследований образа жизни бедных семей и пришел к выводу, что люди в разных странах имеют общие черты в поведении и в своих убеждениях. Каковы же эти черты? Какова психология бедности? Вот небольшой список:
- смирение;
- неумение строить свое будущее;
- неуверенность;
- неготовность к неудачам;
- неумение раскрыть свой потенциал;
- неумение доставлять себе удовольствие;
- нежелание действовать;
- неумение выделять главное, полезное.
Следует добавить, что внутренний мир бедности изучает не только психология, но и социология. И именно этой науке принадлежит термин «синдром бедности», который трактуется как стиль жизни, передающийся из поколения в поколение. Выявлено, человек постепенно адаптируется к бедности, теряет активность к поиску выхода за ее пределы, как сейчас говорят, выходу из «зоны его комфорта».
Давайте вернемся к дающим милостыню. Что делают эти люди, бросая монеты в стакан? В какой-то степени они одобряют подобное поведение, укрепляют психологический настрой нищенства, поддерживают иждивенчество. Они позволяют паразитировать этим людям за счет других. Действительно, стоит задуматься над тем, что те, кто дает милостыню, и кто ее принимает, живут в одной стране при одном же правительстве. У всех людей имеются типичные житейские проблемы и заботы.
В моем личном опыте изучения этой проблемы есть ряд доказательств этого явления. Так, бедные не научаются ценить то, что получают от других. Подаренные мною книги и игрушки бедным соседским детям чуть позже я находила в песочнице порванными и поломанными. Опыт волонтерской деятельности моей старшей сестры по сбору средств для бедных показывает, что какая-либо помощь им не мешает буквально на следующий день снова просить милостыню.
Каковы же последствия этого явления? Нищие в любой стране – это фактор социальной напряженности, это насильственные методы решения проблем.
Ученые из Массачусетского технологического института доказывают, что психология бедности передается по наследству, а значит, имеет тенденцию к расширению. Одновременно с этим следует сказать, что осознание бедности часто направляет мышление людей на преступную деятельность.
Можем ли мы ответить на этот вопрос: Зачем люди дают милостыню? Почему не дают шансов людям вырваться из круга нищеты? Зачем наносят вред нашему обществу?
Ведь бедность – это не только финансовая ограниченность, это определённая программа жизни, это особая психология.
Мой дедушка рассказывал мне такую притчу: «Одному нищему сообщили, что у него есть шанс в один момент поменять что-то в жизни, исполнив одно желание. Тогда он, подумав, сказал: «Хочу, чтобы очень богатый город обнесли высоким забором, выгнали оттуда всех нищих, и там побирался бы я один!»
Денежная помощь необходима, но она эффективна только после избавления сознания от психологии пассивности, иждивенчества, жалости к себе, повышения самооценки.
Призываю всех во имя нашей страны, во имя города, во имя каждого человека пересмотреть свое отношение к бедности. Нужно признаться, что сегодня мы остро нуждаемся в программах по изучению психологии бедности и грамотном решении этой глобальной проблемы, которая нашла свое отражение в нашем городе.
Добавить комментарий