«Сибирские сезоны». Интервью с Н.В. Ярославцевой
Современное искусство – это платформа, с которой мы строим мост для взаимодействия с будущими поколениями, так сказать, основа для духовного наследия нашим потомкам, то, что мы передаем нашим детям. Важность этого принципа для организаторов фестиваля.
Совсем недавно мне еще не был известен фестиваль современной музыки «Сибирские сезоны». Но стоило мне узнать об этом творчестве, как во мне сразу пробудился интерес. На мой взгляд, это в первую очередь развитие как музыки ,так и культуры в целом. Необходимо не только знать традиционное искусство, но и смотреть вперед в будущее, создавать новое для истории и поколений.
Я взяла интервью у министра культуры Новосибирской области Н.В. Ярославцевой. Как она относится к данному мероприятию.
Современное искусство или экспериментальное? Каким его видят организаторы и участники?
– Я полагаю, что это и современное искусство, и экспериментальное. Современное, потому что действительно представляются произведения композиторов, живущих сегодня и мало кому известных, есть, конечно, среди них и известные имена. Экспериментальное, потому что ребятам не хочется идти стандартным путем. Сами по себе их поиски не только в области музыки, но и в области синтеза искусств, выразительного искусства, балета, и возможности соединить это с какими-либо современными инсталляциями. Участие в таких фестивалях инновационных, как «Интера», конечно само по себе уже говорит о том, что это инновационно-экспериментальная деятельность.
Почему министерство культуры Новосибирска обеспечивает поддержку благотворительным проектам, таким, как фестиваль «Сибирские сезоны» в частности?
– Дело заключается в том, что одно министерство культуры, конечно, не сможет развить культурную среду, это естественно, потому что 15000 профессионалов, которые работают сегодня в области культуры, это малая доля тех общественников, талантливых людей, которые есть вокруг нас, которые может и не сделали музыку или танец своей профессией. Но в данном случае речь идет о молодых профессионалах. Мы понимаем, что сегодня без поддержки министерства, без грантов им очень трудно пробиться. Практически нет свободных площадок, где можно реализовывать свои задумки, ведь наша мечта, чтобы в Новосибирске появлялись так называемые открытые многофункциональные помещения, которые могли бы сдаваться как раз либо под грантовые деньги, либо с помощью спонсоров. Все стационарные здания имеют свой план, расписанный на каждый день, на каждый час. У ребят эта проблема действительно есть, они обращаются в министерство культуры, мы помогаем им в поиске таких площадок. Одной из важных наших задач является учредить со временем определенные гранты. Если такие общественные организации или благотворительные фонды делают что-то большое общественно важное, мы перейдем к понятию субсидия, они будут получать в год определенную сумму для реализации своих задач. Кстати, такой фестиваль, как «Сибирские сезоны», который проводит именно лабораторию современной музыки консерватории и конечно те, кто разделяет их умение и желание развивать современное искусство, они как раз очень интересны, и мы понимаем, что за ними может быть целое направление композиторской, исполнительской современной школы и т.п. Конечно, одна из государственных задач – поддержка талантливой молодежи.
Новосибирск – крупный индустриальный центр, можно сказать, столица Сибири, а можно ли назвать его «культурной столицей» Сибири? Если да, почему?
– Мы действительно четыре года назад приняли такую программу и назвали ее «Новосибирск – культурная столица». Это было сказано не для того, чтобы просто хвалить, а чтобы сделать себя обязанными к этому стремиться. Очень важно, когда ты выбрасываешь некий лозунг, миссию, ты к ней упорно стремишься. Мне кажется, нам это помогло. За последние 4 года мы проводим порядка 2500 мероприятий, 10 млн зрителей в год обслуживают учреждения культуры, из них 2,8% кино, все остальное специально созданные музыкальные, театральные постановки, хореографические и народные праздники. Это серьезная работа. На этом фоне выделяется ярчайшие события и мероприятия такие, как 75-летие области или открытие памятника Александру III. Сегодня мы стали центром проведения крупнейших музыкальных, хореографических, фольклорных фестивалей всей Сибири и даже России. Наши театры действительно как культурные центры Сибири. В театральной деятельности «Ново-Сибирский транзит» – это фестиваль, который собирает 21 театр Сибири. В данном случае мы являемся центром, отсюда и культурная столица будет означать, что мы взяли на себя функции центра. Быть организаторами для того, чтобы из любой точки Сибири люди могли приехать и увидеть достойный уровень и себя показать. Поэтому я думаю, что сегодня Новосибирск отвечает требованиям «культурной столицы».
Как министерство культуры поддерживает творчески одаренную молодежь?
– Да, я должна признаться, что это фактически один из главных приоритетов сегодня. Мы занимаемся через систему поддержки лучших детских школ искусств, проводим конкурсы в музыкальных, художественных школах. Даем талантливой молодежи реализовывать себя в Дельфийских играх России и стран СНГ, которые мы вновь будем принимать в Новосибирске в этом году, что конечно очень престижно. Мы организовываем «Студенческую весну», развивая, в том числе, и студенческую молодежь, проводим конкурсы среди вузов. Так же у нас 170 детей получают стипендии губернатора, мэров городов и глав регионов Новосибирской области, что тоже является поддержкой. Существует масса замечательных конкурсов, через которые проходит наша молодежь, развивая свои таланты. Наряду с этим существует такое понятие, как поддержка через долгосрочную целевую программу культуры, это конкурс проектов, которые мы финансируем или софинансируем – все зависит от масштаба. Но главным остается системная работа по выращиванию талантов, по их поддержке. Мы их поощряем, благодарим их родителей, педагогов и так выращиваем, подводя их к Дельфийским играм, ко всякого рода фестивалям новосибирским или даже международным.
Существуют ли программы на уровне министерства по популяризации идей о поддержке различных направлений культуры в регионе среди местных потенциальных спонсоров и благотворителей?
– Да, но надо признать, что это направление пока что хромает. Сейчас новосибирские фонды, общественные организации, некоммерческие партнерства так часто обращаются ко всяким предприятиям, заводам, фабрикам и т.д., что просить спонсорскую поддержку не для нас, а вот выступить с ними партнерами – да. Единственный кинофестиваль, который полностью финансирует министерство образование, это «Русское зарубежье». Такие проекты широко используются. Сейчас у нас учрежден знак «за благотворительность», и я так думаю, что первая церемония как раз пройдет в 2013 году, где мы будем поощрять организации, активно выступавшие партнерами, спонсорами в различных мероприятиях. Но все же пока что такая форма частного государственного партнерства еще только-только зарождается и ее нужно активнее применять.
Для кого этот фестиваль? Кого вы видите в своих зрителях? Как привлекать молодежь на концерты?
– Я сначала думала, что пойдет только молодежь, но вы знаете, на самом деле билеты просили у меня все те люди, которые любят ходить на концерты в консерваторию, филармонию. Они с огромным интересом следят за тем, что сегодня делает молодежь. Да, наверное, не все однозначно примут эту задумку, но это вызывает интерес у многих. Такое направление в современном искусстве не имеет возрастных границ.
Какая ценовая политика билетов? Есть ли благотворительные билеты для малообеспеченной публики?
– Я этого не знаю, билетами министерство культуры никогда не занималось. Это зависит от тех, кому принадлежит сама идея.
Планируется ли трансляция в интернет-пространстве, отражение на YouTube, в соцсетях?
– Конечно, безусловно, это одна из самых мощных форм продвижения рекламы «Сибирских сезонов». Больше внимание мероприятие получает именно из-за распространения в социальных сетях.
Спасибо Наталье Васильевне за предоставленную информацию. Для многих, кто посетит этот фестиваль, время не будет потрачено в пустую. Ведь это не просто культурное новшество, а обогащение духовного мира человека, а следовательно и всего общества в целом.
Добавить комментарий