Back to top

Самолеты учатся летать

22 октября закрытое предприятие города Новосибирска открыло двери для гостей, провело экскурсию по своей территории и организовало пресс-конференцию с директором, кандидатом технических наук, летчиком-испытателем 1 класса, депутатом Совета депутатов нашего города Владимиром Евгеньевичем Барсуком.

Сибирский научно-исследовательский институт авиации им. С.А. Чаплыгина – неповторимое явление, уникальная авиационная «лаборатория» Сибири, основанная в 1941 году и по сегодняшний день процветающая и осуществляющая свою деятельность. Многими достижениями может по праву гордиться Сибирский институт; он уникален так же, как и его история. На территории СибНИА имеет место весьма необычный и редко встречающийся факт: здесь похоронен его основатель – научный руководитель Новосибирского филиала № 2 ЦАГИ, академик, Герой Социалистического Труда Сергей Алексеевич Чаплыгин, который завещал похоронить себя на территории своего детища.

Внутри «лаборатория» авиации напоминает Институт ядерной физики: та же атмосфера науки, которая чувствуется даже в интерьере, тот же дух исследования и эксперимента, который излучают работники СибНИА. Испытательный зал для статитических и ресурсных исследований натурных конструкций – очень загадочное место, зайдя в которое, ты погружаешься в особую обстановку. Необъятные стены с большим количеством маленьких мозаичных окон под необозримо высоким потолком и громадные конструкции встречают тебя уже на пороге огромного зала, где всегда кипит работа, путем проведения различных экспериментов доказываются или опровергаются теоретические расчеты, проверяются конструкторские решения, совершаются открытия, – и небольшие, и весьма значительные.

В этом зале самолет, не отрываясь от земли, проживает целую жизнь; не поднимаясь в воздушное пространство, летательный аппарат подвергается всем нагрузкам, встречающимся в условиях реальной эксплуатации. За свою многолетнюю историю научно-исследовательский институт авиации испытал и усовершенствовал немалое количество различных самолётов, как военных, так и гражданских. В их числе: Ан-2, А-57, Су-26, Су-27 и его семейство, Ту-144, ВКС «Буран», Ту-204, восстановленные истребители 30–40-х годов И-153, И-16, МиГ-3, штурмовик Ил-2 и так далее. Большой вклад в становление СибНИА вложил его первый директор, Генеральный конструктор, академик, Герой Социалистического Труда Олег Константинович Антонов.

Во времена СССР славилось отечественное авиастроение. К сожалению, эпоха Ельцина лишила нас многих выдающихся открытий и разработок. Уникальные рассекреченные в ущерб нашей обороноспособности комплекты документов были проданы США в 90-е годы, с помощью которых Соединенные Штаты создавали свои истребители, ракеты, космические аппараты и другую боевую технику. Американские ученые и военные говорили, что российская техника, в отличие от американской, воюет в любых условиях, собственно, как и русский человек. Каков наш народ – таково и наше оружие.

На пресс-конференции с Владимиром Барсуком затрагивались темы, которые касаются современной деятельности СибНИА, российского авиастроения в целом, испытания различных самолетов, 55-летия первого полета в космос Гагарина; также удалось поговорить с директором научно-исследовательского института об интересных случаях из его жизни.

В. Е. Барсук рассказывал, как в институте авиации органично взаимодействуют научные сотрудники, инженерно-технические работники и летчики-испытатели. Именно такой научный синтез позволяет создавать новые летательные аппараты и с успехом испытывать их. Однако производство самолета, требующее определенных знаний в этой наукоемкой отрасли, – это одно дело, совсем другое – его испытание. Задачей летчиков-испытателей является доведение самолета до отказа, они должны выявить все возможные проблемы. В таких условиях все внештатные ситуации – штатные, говорил Владимир Барсук, которому удалось управлять многими самолетами и даже дирижаблем, летчик-испытатель 1-го класса, знающий об этом не понаслышке. Например, отказ двигателя в полете раз – это абсолютно реальная ситуация из жизни нынешнего директора СибНИА.

Опасна работа первоиспытателей, ведь все теоретические ошибки и недочеты разработчиков и конструкторов летчик-испытатель ощущает на себе. Какие же чувства испытывают эти смелые люди? По словам директора, конечно же, страх и волнение, но в тоже время интерес и в конце – удовлетворение от проделанной работы, радость новой разработки.

После первого полета можно разделить все самолеты на два типа: те, в которые с удовольствием садишься, и те, из которых с удовольствием выбираешься. Что же касается суеверий у летчиков, то они существуют. Например, летчики-испытатели не любят фотографироваться перед полетом, но самое главное – они привязываются к вещам. Старые перчатки или потрепанная куртка, которые прошли через многое вместе с хозяином, намного дороже и ценнее для летчика, чем новые предметы одежды.

Если говорить о гражданском авиастроении, то Владимир Евгеньевич подтвердил спад производства его со времен Советского Союза, но сказал и о том, что гражданское авиастроение не стоит на месте, оно развивается. Через два-три года мы получим хороший отечественный самолет, предназначенный для гражданских рейсов на местных воздушных линиях, а вернуть былые позиции удастся через пятнадцать-двадцать лет, ведь интеллектуальный потенциал российского авиастроения растет.

На сегодняшний день СибНИА им. Чаплыгина – крупнейший за Уралом научно-исследовательский центр в области авиастроения. Он занимается научными исследованиями и участвует в разработке и испытаниях самолетов SSJ-100, T-50, MC-21.

Экскурсия в мир авиации – уникальная возможность, которую Сибирский институт предоставил школьникам. Это было очень познавательно и интересно.

Поставь лайк

up
Проголосовали 14 пользователей.
Автор: 

Добавить комментарий

Target Image