Разговор с бабушкой, живущей по соседству
Когда мы жили в старой квартире, на одном этаже с нами жила бабушка. Мы с сестрой часто бегали к ней в гости, а когда родители уезжали, бабушка приглядывала за нами. Вскоре мы переехали в соседний дом, поближе к школе, но с «нашей бабушкой», как мы ее называли, не перестали общаться.
Когда я пошел в школу, я узнал, что нашей соседкой была учительница математики Александра Николаевна Леонова. С начала основания Плехановского жилмассива в течение 17-ти лет она работала в моей родной школе № 122. Сейчас она на пенсии, но постоянно проверяет, как я занимаюсь по ее предмету, приходит в гости и решает со мной задачи, повторяет правила. Заботится обо мне.
Это замечательный человек, который живет рядом со мной. Она много лет отдала моей родной школе, и мне захотелось взять у нее интервью. Конечно, первым моим вопросом стало:
− Почему Вы решили стать учителем?
– Потому что в школе, в которой я училась, было много хороших, достойных учителей. Меня учили бывшие фронтовики, которые прошли всю Великую Отечественную войну. Они были для нас примером, и нам хотелось тоже стать учителями. Многие из моего класса поступили потом в пединститут.
− Почему Вы выбрали именно математику?
– У меня был очень сильный учитель математики, бывший капитан-артиллерист. Мы немного боялись его и в то же время любили, потому что он всегда добивался, чтобы мы поняли материал и надолго запомнили.
− Зачем вообще в жизни нужна математика?
– «Математику затем уже учить следует, что она ум в порядок приводит» – это слова умного человека Михайло Ломоносова. А вообще-то без математики в жизни никуда – начиная с магазина и заканчивая другими делами: ни дом не построишь, ни ракету не придумаешь.
Вот, скажем, медикам нужна математика? Нужна! Ведь им всякие дозы лекарств рассчитывать нужно. Или пекари – нужна им математика? Нужна, потому что они все делают по рецепту, а рецепт – это сплошная математика.
− Были ли у Вас любимые ученики и за что вы их любили?
– Оля Желябовская – умница, отличница, такая старательная и добросовестная, всегда до всего доходила, все хотела знать. Миша Иващенко – трудолюбивый, интересный, любознательный. Оля Ананьина – эта, если что-то не поняла, тридцать раз подойдет и спросит, чтобы все было понятно, чтобы она все могла сделать. И не только они. Учеников, конечно, у меня было очень много – я проработала учителем 44 года!
− Какие события стали для Вас самыми запоминающимися?
– Пока я работала в школе, выпускники постоянно приходили ко мне в гости. Собственно говоря, редко какой день проходил, чтобы кто-нибудь не забежал, не поздоровался, не спросил о чем-нибудь, просто прибежал и улыбнулся.
Однажды ко мне приходит Сережа Агапкин, который воевал в Чечне и демобилизовался. Приходит в школу в форме парадной, открывает дверь в кабинет – у меня идет урок. Проходит в класс, здоровается со мной, обнимается. Ребятам я самостоятельную работу дала, чтоб они работали, а сама о чем-то с ним беседую, спрашиваю его, как воевал. В конце нашего разговора он поворачивается к ребятам и спрашивает меня: «Так, и кто тут обижает Вас, Александра Николаевна?» Я говорю: «Да, вроде никто». «Ну, смотрите!» − и уходит.
После этого только я присела за стол что-то записать в журнале – хлоп, ко мне подбегает один из мальчиков и говорит: «Александра Николаевна, только не рассказывайте ему, что я плохо себя веду!» А он действительно себя плохо вел: он пострадал от сильного пожара и после него нервный стал, без конца со всеми дрался, ругался. Понятно, что мне постоянно приходилось его разнимать с кем-то. Вот такой, например, был случай.
− А что Вы делали, когда ученик нарушал правила поведения?
– Очень часто я им говорила: «Ты меня видишь?» − «Да!» − «И я тебя вижу». Значит: делай соответствующие выводы, ты что-то делаешь не так. В основном-то это, конечно, было связано со списыванием, когда какую-то письменную работу выполняли.
− Что Вам нравится и не нравится в современных учениках и школе?
– Мне трудно говорить о современной школе, потому что я давно не преподаю. Но все равно что-то вижу и наблюдаю. И понимаю, что раньше ученики были более старательные, более добросовестные, более дружелюбные, добросердечные. Сейчас как-то народ друг от друга отдаляется: все в гаджетах, всё – лишь бы только день прошел. Я думаю, что помощи друг другу мало оказывают. Даже в драках и то не очень друг другу помогают (смеется), а раньше, если на какого-то из учеников в классе кто-то нападал из посторонних – весь класс за него заступится!
− Что бы Вы хотели изменить к лучшему в современных детях?
– Во-первых, я бы хотела, чтобы дети были воспитанные, вежливее относились к старшим. Нормально реагировали на замечания. Надо бы, чтобы сегодняшние дети понимали, что дедушки-бабушки, мамы-папы и другие взрослые зря замечаний кому-то делать не будут! Значит что-то ты делаешь не так.
Ну, а в школе что к лучшему изменить?.. Надо отношение детей к учителям менять, отношение родителей к учителям! Если все так останется, как сегодня, то скоро в школе учителей не будет. Вот что я б хотела сказать в ответ на твои вопросы.
***
В заключении нашей беседы Александра Николаевна показала стихи, которые в разные годы посвящал ей ее супруг, Заслуженный геолог России Александр Николаевич Леонов. Он был главным геологом по нефти и газу Территориального комитета по геологии и использованию недр Новосибирской и Омской областей. Александр Николаевич очень ценил труд учителя и надеялся на перемены к лучшему. В трудные 90-е годы он писал:
Сменились в жизни идеалы,
И сеять вечное трудней.
На ниве знаний сплошь завалы –
Нет денег, книг, надежд, идей.
Учитель, не напрасно ждете,
Почетным станете, как встарь,
За все, что ныне Вы кладете
На Просвещения алтарь!
Своей супруге он посвятил такое стихотворение:
В рассвете творческих Вы лет,
Душой чисты Вы и красивы.
Учитель будет обогрет
Любовью будущей России!
Конечно, мне бы очень хотелось, чтобы эти надежды воплотились в жизнь, чтобы у нас было побольше хороших и добрых учителей – таких, как наша бабушка Александра Николаевна Леонова. И чтобы и им, и нам, их ученикам, было хорошо и комфортно жить вместе!
Добавить комментарий