Back to top

Путешествие от настоящего к прошлому

Я родился в России, а значит, я русский. Со времен Крещения Руси на нашей земле утвердилась православная вера. Все мои предки были православными людьми, о чем говорят наши семейные иконы, которые передавались от поколения к поколению и сохранились до нынешнего времени. Мой жизненный интерес к православной культуре начался с поездки в Санкт-Петербург. Мы посетили все великие храмы этого города. Увидев там множество икон, я вспомнил о том, что в нашей семье тоже хранятся иконы, только какие и откуда они?

История семейной святыни

Когда я был в гостях у дедушки и бабушки, то у них в комнате я заметил небольшую икону, как оказалось, очень старую, вероятно, второй половины XIX века. Я стал расспрашивать их, откуда и как она появилась у них. Мне рассказали, о том, что эта икона принадлежала Маховской (Полянской) Варваре Ивановне, матери моего дедушки Александра Федоровича. Она досталась от ее матери и отца Полянского Ивана Терентьевича 1896 года рождения. Как оказалось, семья моего прапрадедушки Ивана была очень набожная: в их семье было много икон, в том числе с изображением Симеона.

В конце XVI века Россия сделала важное территориальное приобретение. Казак Ермак Тимофеевич с гордостью храбрецов завоевал Сибирское царство и привел его в подданство русского царя. Сибирь в то время населяли различные народы татарского и финского племени. Все эти народы не имели никакого понятия об истинном Боге, поэтому русские вскоре после присоединения Сибири к своим владениям стали прикладывать всевозможные старания для просвещения туземцев светом Христовой веры. Эти старания, эта попытка не пропали даром, не остались бесплодными. Вера Христова, благодаря энергии русских проповедников, начала мало-помалу водворяться между инородцами.

Вместо идольских капищ и магометанских мечетей в Сибири стали время от времени воздвигаться православные храмы. Но новообращенные сибирские крестьяне все-таки в первые времена были слабы в вере. Их христианская жизнь не редко перемешивалась с языческими обрядами. Одною из причин был недостаток в образцах истинно христианской жизни. И вот Господь, желая показать им пример богоугодной жизни, благоволил послать в Сибирскую землю святого праведного Симеона, который стал образцом кротости, смирения, воздержания.

Придя в Сибирскую страну, святой Симеон поселился в селе Меркушино, отстоявшем верстах пятидесяти от города Верхотурья и расположившемся на берегу реки Туры. Эта близость храма, с одной стороны, и отдаленность от мирских треволнений — с другой, заставили праведного Симеона полюбить село Меркушино.

Любимым занятием праведного Симеона было ужение рыбы. Для этого о нередко уходил из Меркушино в уединенное место верст за десять и там, на берегу реки Туры, под развесистой елью садился с удочкой в руках и занимался ужением рыбы, размышляя о величии Творца, сотворившего небо и землю.

На нашей иконе Симеон изображен сидящим на камне, который как бы нарочно приспособлен для ужения: нижняя часть его выступает вперед так, что сидящему на нем весьма удобно ставить на него свои ноги. Ель же, находившаяся возле того камня, была довольно толстая, выше сажени от земли, очень ветвистая. На заднем плане иконы имеется каменный храм, который легко узнаваем, это храм Преображения Господня Свято-Никольского монастыря в Верхотурье, который был построен в 1809 году в стиле классицизма.

Я стал изучать, откуда родом мои предки, не связано ли их место жительства с Симеоном Верхотурским, и мои предположения полностью оправдались. Прадедушка был родом из Оренбургской губернии, поселка Абдулина, что на Урале. В семье их было четыре брата и одна сестра. Семья была среднего достатка: главный заработок состоял в разведении породистых лошадей, которых либо продавали, либо выставляли на скачки. Все жили большой дружной семьей с прапрадедом Терентием.

Выросшим детям, вступившим в брак, строили отдельное жилье, и они со своими семьями начинали самостоятельную жизнь. Новую семью благословляли иконой из родительского дома. Так и у моего прадеда Ивана Терентьевича появились свой дом и икона с изображением Праведного Симеона Верхотурского, которой родители благословили молодых на свадьбе. Дедушка Саша говорил, что на нашей иконе крупным планом был изображен такой же святой, как и на иконе у прабабушки Вари, тоже Симеон Верхотурский. А значит, этот святой особо почитался в семье, как повсюду на Урале, оберегал их и помогал, потому, что он тоже был родом из тех мест.

В семье прадеда Ивана Терентьевича появились четыре дочки: Аксинья, Нюра (Анна), Варвара и Маруся (Мария). При рождении каждая из дочерей получала икону, и в дальнейшем этими иконами их благословляли на самостоятельную жизнь, то есть иконы переходили от поколения к поколению. Настали трудные голодные времена, и сестра моего прапрадедушки, услышав, что «в Сибири растут хлеба на деревьях», переехала в Алтайский край, в село Сорокино, и позвала за собой своего брата Ивана с его семьей. Прапрадед Иван переехал в село Кривощеково (ныне в черте города Новосибирска).

Надежда на сытую жизнь не оправдалась — «хлеба на деревьях» не росли. В Сибири также был голод, и было трудно выживать, но гордость не позволяла прапрадеду вернуться к отцу. Через некоторое время ему удалось устроиться плотником на маслозавод. Так они прожили недолгое время и переехали в село Сорокино, к своей сестре. Там им построили жилье, прадед устроился работать чабаном и проработал до самой пенсии. В свободное время любил заниматься рыбалкой, никогда не курил и не пил. Несмотря на то, что время досталось на его век очень сложное, он сумел прожить до 104 лет.

Дед Саша говорил, что его мать Варвара была благословлена иконой Праведного Симеона Верхотурского, которую она привезла из Оренбургской губернии. Когда моя прапрабабушка умерла, то у нее нашли икону, которая была вставлена в деревянный оклад, и к ней был приложен свадебный венок. Он сохранился до наших дней. Праведный Симеон Верхотурский является покровителем Урала, а так как мои предки жили в Оренбургской губернии, которая находилась на Урале, то он считался и их покровителем.

Изучая историю моей семьи и икону Праведного Симеона Верхотурского, я хочу продолжить свою работу в изучении семейного древа. Мне бы хотелось узнать больше о семье моего прапрапрадедушки Терентия, о трех братьях прапрадеда Ивана нам ничего не известно, но мы знаем, что они остались проживать в Оренбургской губернии вместе со своим отцом. Прапрадед неоднократно ездил туда в гости, но вот к кому, для нас это загадка, которую хотелось бы разгадать.

Икона с Шипки

Еще одна сохранившаяся в нашей семье икона, напечатанная на плотной бумаге, — икона болгарского царя Бориса I (в святом крещении Михаила 907г.), просветителя Болгарии. Борис почитается болгарами как равноапостольный, креститель болгарского народа. На обратной стороне иконы надпись: Шипка, то есть эта икона приобретена на Шипке в Болгарии, вероятно, в стоящем там православном Храме Рождества Христова, более известном, как мемориальная церковь Шипки. Эта церковь входит в мемориальный комплекс, посвященный памяти русских и болгарских солдат, которые пали за освобождение Болгарии в русско-турецкой войне 1877-78 годов. Колокола этого храма отлиты из патронов, собранных после сражений. Имена российских солдат и болгарских добровольцев записаны на 34 мраморных плитах церкви. Останки погибших заложены в 17 каменных саркофагах в церковном склепе. Открытие и освящение мемориальной церкви Шипки совпало с 25-летием сражения за перевал Шипка.

На сегодняшний день у меня три предположения появления этой иконы в нашей семье: кто-то в роду участвовал в Русско-турецкой войне и освобождении Болгарии от османского ига (им мог быть отец Терентия Полянского), либо жена Терентия, имени которой я не знаю, была родом из Болгарии, либо прапрадед Иван оказался в Болгарии на перевале Шипка с советскими войсками летом 1944 г.

По причине того, что связи с родными потеряны, многие уже умерли, приходится полученную информацию проверять и вновь возобновлять отношения с незнакомыми для меня людьми. Мне хотелось бы увидеть, как выглядели мои предки, хотя бы на фотографиях, но пока такая возможность не представилась, потому что из-за старости эти фотографии пришли в негодность, и поэтому родственники их не сохранили.

Когда я только увидел икону Праведного Симеона Верхотурского, то мне и в голову не приходило, что повлечет за собой это знакомство. История моих предков, переплетенная с историей всей страны, меня настолько заинтересовала, что мне захотелось узнать о моих родных гораздо больше. Я благодарен святому Симеону Верхотурскому, который связал меня с несколькими поколениями моих родных и заставил задуматься о месте церкви в их жизни.

Поставь лайк

up
Проголосовали 16 пользователей.
Автор: 

Добавить комментарий

Target Image