Поступил в ВУЗ – вышел конфуз
«На развилине путей-дорог лежит Вещий камень, а на нём надпись: «Направо пойдёшь – коня потеряешь, себя спасёшь; налево пойдёшь – себя потеряешь, коня спасёшь; прямо пойдёшь – и себя, и коня потеряешь», – так гласит сказка о богатыре русском, выбирающем свою судьбу.
Весна. Предэкзаменационный мандраж. Из года в год решаются судьбы встревоженных абитуриентов. Вот уже и путь выбран, и экзамены, а твёрдой уверенности и ответственности за принятое решение у многих выпускников как не было, так и нет. В чём причина равнодушия юных «витязей»? Почему в последние годы всё больше становится тех, кому ближе и понятнее позиция заколдованной Марьи-искусницы, твердящей «Что воля, что неволя, всё равно…»?
Высшее образование всегда было и будет в приоритете. Именно поэтому сегодня большинство молодежи поступает в высшие учебные заведения. В наше время существуют коммерческие факультеты, на которые поступить гораздо проще, чем на бюджетные. Именно поэтому мест на платные факультеты предоставляется больше. Но почему студентов, которые учатся год-два на оплачиваемых местах, отчисляют за долги, ведь отданы немалые суммы из родительских карманов?
Всё дело в том, что у многих обучающихся нет мотивации учиться, нет понимания, чем им поможет высшее образование. Если спросить у студентов «Почему вы пошли именно в этот университет или на этот факультет?», то мы увидим, что чаще всего срабатывает так называемый «стадный инстинкт»: «Туда пошли мои друзья, и я пошел». Не менее распространенный ответ: «Родители подсказали». Из-за таких родительских советов и дружеской солидарности студенты не могут учиться на «своих» специальностях. Если обратить внимание на статистику, то мы заметим, что в среднем только в одном ВУЗе 20-30% студентов отчисляют каждый год (такая статистика приведена НГМУ). Исключать из университета их могут по разным причинам. Например, пропуски, из которых, впоследствии вытекают те самые долги. Ведь если нет желания получать профессию, нет стимула, то студенты при любой возможности пропускают пары, а вместо этого веселятся, гуляют, ходят в клубы, и у них даже не появляется мысль о том, что деньги за обучение уходят в никуда.
Некоторые студенты сами идут на заработки, чтобы платить за свое образование. Все бы хорошо, но затем эти временные подработки перерастают в постоянную работу, и в выборе между очередным выходом на подработку или посещением ВУЗа они выбирают работу: «Там всё же платят деньги». Для таких студентов нет особой разницы, успевают они за учебным процессом или нет, главное, что они зарабатывают на это обучение. Такая халатность и несознательность приводят опять же к долгам и отчислению. Замкнутый круг!
Вернёмся же к народной мудрости: «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих». Ведь должно же сердце подсказать, по какому пути шагать в большую жизнь! И не стоит списывать его молчание на возраст, социальное положение или строптивый характер юнца. Скупой платит дважды – это очевидный факт. Поскупился потратить время и деньги на обучение – автоматически попал в будущем в «чёрный список» сокращённых на работе. Работодатель отдаст предпочтение специалисту с дипломом. Вот и придётся вернуться на распутье нерадивому недоучке, придётся снова выкладывать деньги на репетиторов, обучение в ВУЗе. Чтобы такого не произошло, самое главное – определиться для начала со своими интересами, возможностями, и, конечно, профессией. Пять лет аскетического терпения, сокращения потребностей и развлечений предстоит новоявленному студенту, а уж после все мучения окупятся сполна, лишь бы желание было да готовность к испытаниям. Тогда-то и будет, как в сказке, счастливый конец.
Добавить комментарий