Back to top

Портрет пионера-героя Великой Отечественной войны

Не щадя себя в огне войны,
Не жалея сил во имя Родины,
Дети героической страны
Были настоящими героями.

В нашей школе проходит много мероприятий, связанных с Победой в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. На уроках литературы, на классных часах мы говорим о героях и их подвигах, смотрим фильмы, в которых говорится о событиях, происходивших в те страшные годы. Ради победы, за свою Родину сражались не только взрослые, но и наши сверстники – дети 10-14 лет.

Понятие дети и война несовместимы! Им было хуже, чем взрослым, потому что они не понимали, что происходит: почему нет папы, почему мама плачет, почему постоянно хочется есть, почему по вою сирены надо бежать в бомбоубежище? Всё что они понимали – это то что пришла беда и на их хрупкие плечи легла тяжесть бедствий, горя военных лет. Какими же были те юные герои, которые смотрели смерти в глаза, не боялись погибнуть в бою, смело сражались с фашистами? Этот вопрос возник у меня после просмотра фильма «Орлёнок».

Из истории о пионерах-героях

Война наложила свой отпечаток на историю всей страны, не говоря уже о пионерской организации. Узнав, что началась война, многие пионеры – мальчишки и девчонки, несмотря на свой юный возраст, уходили на фронт, в партизанские отряды. Те, кто оставался, вели активную деятельность в тылу. Осваивали станки на заводах, технику на полях, дежурили на крышах во время бомбёжек, собирали вещи в армию для солдат.

Многие пионеры участвовали в партизанских отрядах, где использовались нередко в качестве разведчиков и диверсантов, а также при проведении подпольной деятельности; из юных партизан особо известны Марат Казей, Володя Дубинин, Лёня Голиков и Валя Котик.

Я прочитал некоторые рассказы о пионерах-героях, посмотрел фильм «Орлёнок» и подготовил «личные дела» пионеров-героев. Вот некоторые из них.

Имя: Валя Котик.

Возраст: 14 лет.

Характер: Смелый, отважный, выносливый, любит свою Родину.

Героические поступки: В октябре 1943 года он обнаружил подземный телефонный кабель, который вскоре был подорван, и связь захватчиков со ставкой Гитлера в Варшаве прекратилась. Также внёс свой вклад в подрыв шести железнодорожных эшелонов и склада. С 1942 года принимал активное участие в партизанском движении на территории Украины. Осенью 1941 года вместе с товарищами убил главу полевой жандармерии близ города Шепетовки, бросив гранату в машину, в которой тот ехал.

Погиб: 17 января 1944 года.

Награды: Герой Советского Союза, Орден Ленина, орден Отечественной войны I степени, медаль «Партизану Отечественной войны» II степени.

Жизнь после смерти: перед школой Вали Котика поставлен памятник в его честь.

Имя: Лёня Голиков.

Возраст: 14 лет (Родился 17 июня 1926 года в д. Лукино Новгородской области).

Характер: Смелый, отважный, выносливый, настоящий товарищ, никогда не оставит друга в беде, любит свою Родину, общительный.

Героические поступки: одевался в лохмотья и узнавал информацию о немцах, взорвал вражеский эшелон, принес к месту стоянки партизанского отряда раненого товарища, убегая от немцев, убил фашистского генерала и захватил важные документы, участвовал в 27 боях, уничтожил несколько десятков фашистов, подорвал 2 железнодорожных и 12 шоссейных мостов, 2 склада с зерном и продовольствием, 10 машин с боеприпасами.

Погиб: 24 января 1943 года под селом Острая лука.

Награды: Медаль «За боевые заслуги», Орден Ленина, медаль «Золотая звезда», звание «Герой советского союза».

Жизнь после смерти: пионерские отряды имени Лени Голикова, воздвигнут памятник, названы улицы в его честь.

Имя: Марат Казей.

Возраст: 14 лет (родился 29 октября 1929 года в д. Станьково Минской области).

Характер: Смелый, отважный, выносливый, любит свою Родину, самоотверженный.

Героические поступки: минировал железные дороги, сражался до последнего патрона, подорвав себя, уничтожил врагов

Погиб: 11 мая 1944 года.

Награды: Медаль «Золотая Звезда», звание Героя Советского Союза, Орден Ленина, орден Отечественной войны I степени, медаль «За отвагу», медаль «За боевые заслуги».

Жизнь после смерти: В Минске Герою установлен памятник, изображающий юношу за мгновение до геройской смерти (возведен в 1959 году по проекту скульптора С. Селиханова и архитектора В. Волчека), копия этого памятника находится в Минском Музее истории Великой Отечественной войны. В его память был построен пионерский лагерь «Марат Казей», который находится в д. Горваль Речицкого района, там же установлен его бюст. В селе Ягодное, близ Тольятти – на территории бывшего пионерского лагеря «Алые паруса», установлен памятник Марату Казею. В Москве на территории ВДНХ у входа в павильон № 8 установлен бюст скульптора Н. Конгисер. Является прототипом персонажа российско-японско-канадского анимационного фильма в жанре фэнтези «Первый отряд».

Есть ли среди моих друзей и учащихся нашей школы ребята, обладающие качествами пионеров – героев Великой Отечественной войны?

Для того, чтобы ответить на эти вопросы я провёл анкетирование. В опросе приняли участие ученики 6-11 классов, всего 40 человек.

В анкете были следующие вопросы:

1. Знаешь ли ты пионеров – героев Великой Отечественной войны?

2. Из каких источников ты о них знаешь?

3. Какими качествами пионеров-героев ты обладаешь?

4. Какими качествами пионеров-героев ты не обладаешь?

Имена пионеров-героев, которые назвали учащиеся:

Вали Котика – 3 чел.,

Зины Портновой – 1 чел.

Были названы имена Зои Космодемьянской, Александра Матросова и Чумака В. С.

Учащиеся нашей школы не знают имён пионеров-героев Великой Отечественной войны. В чём причина?

Я думаю, что всё зависит от самих ребят, так как о всём, чем интересуются мои одноклассники, они могут рассказать. А если человеку неинтересна эта тема, то и сказать ему нечего. Но я уверен, что имена наших героев мы обязаны знать. Я не говорю обо всех, хотя бы о некоторых. Благодаря их героизму мы не видим фашистской жестокости, спокойно гуляем по улицам, дышим воздухом, радуемся. Одним словом, ЖИВЁМ.

Проанализировав анкетные данные учащихся нашей школы, стоит отметить, что среди моих сверстников, скорее всего, нет на 100% похожих на пионеров-героев (по описанию характера).

Большинство ребят обладают следующими качествами :

Готовность прийти на помощь друзьям – 30 чел.

Честность – 28 чел.

Справедливость – 27 чел.

Смелость дать отпор врагу – 21 чел.

Находчивость – 20 чел.

Какими же чертами характера обладают учащиеся нашей школы в меньшей степени?

Ненависть к врагам своей Родины – 15 чел.;

Патриотизм – 17 чел.;

Отвага – 18 чел.;

Мужество – 19 чел.

Учащиеся нашей школы, независимо от их возраста, не знают имён пионеров-героев. Ошибочно называют пионерами-героями Великой Отечественной войны тех людей, чьи имена известны, но они не являются именно теми, о ком идёт речь. Значит, они не только пионеров-героев не могут назвать, но и знания о других личностях у них тоже ошибочные.

Учащиеся нашей школы не подходят на 100% под описание пионеров-героев Великой отечественной войны. Это можно объяснить тем, что мы живём в другое время, у нас другие интересы, другие ценности.

Поработав с анкетами ребят, я пришёл к выводу, что нам необходимо знать героев, их подвиги. Зная прошлое, мы бережём настоящее и думаем о будущем. Образ воина остаётся одним из ключевых символов мужественности. Особенно это важно для мальчиков в период взросления. Также важно, чтобы герои были своими, легко узнаваемыми, близкими, тогда мальчишкам легче соотнести их с собой, легче на них равняться.

Поставь лайк

up
Проголосовали 16 пользователей.
Автор: 

Добавить комментарий

Target Image