Помните! Через века, через года, помните!
Помните!
Через века, через года, помните!
О тех,
Кто уже не придет никогда, — помните!
Роберт Рождественский
Cкоро весна, май, День Победы…
Праздник памяти, печали, горьких воспоминаний. Но это и праздник гордости за доблесть нашей армии, стойкости нашего народа, за нашу Родину!
Нет в России семьи, где не вспоминают о воевавших на фронтах той Великой Войны, тех кто ковал Победу в тылу, в партизанских отрядах, да и просто мирных жителях, которые погибли от рук захватчиков.
Вглядываясь в цифры потерь нашего народа (погибло всего 26,6 млн. чел. из них 11 444 100 чел. – военнослужащие и 13 684 700 чел. – мирные жители) понимаешь, какой же тяжелой, жестокой и кровопролитной была эта война! Эта беда объединила весь советский народ, не было другой цели, кроме победы.
Лучшие, молодые, сильные воевали в районах боевых действий. Но кто-то должен был обеспечивать наших солдат техникой, оружием и боеприпасами, одеждой, обувью, медикаментами и едой. И вот тут был второй фронт – трудовой! В тылу, где не рвались снаряды, не стреляли, не гремели танки и самолеты – день и ночь работали шахты, заводы и фабрики. Ушедших на фронт мужчин заменили женщины и подростки.
Мой прапрадед, Брюханов Владимир Яковлевич, родился в 1910 г. в Забайкалье, станция Куэнга. Это была узловая железнодорожная станция, где паровозы заправляли водой и углем. Одновременно заправлялись несколько составов, а за время остановки вагонники (так их тогда называли), которым был и мой прапрадед, должны были осмотреть вагоны, починить мелкие поломки, чтобы дальше состав мог следовать без проблем.
В 1941 году началась война. Всех мужчин призвали в армию, кто-то ушел добровольно. Был призван и мой прапрадед, Владимир Яковлевич Брюханов. Но уже с первых дней войны стало понятно, что железная дорога не обойдется без кадровых работников, специалистов. Моего деда и еще нескольких железнодорожников вернули домой.
На железной дороге была сразу введена воинская дисциплина. Приказом Народного Комиссариата путей сообщения от 22 июня 1941 года станции обязывались в первую очередь пропускать и обслуживать воинские эшелоны.
Чтобы ускорить перевозки были введены такие меры:
– скоростное формирование поездов
– безотцепочный ремонт вагонов
– вождение тяжеловесных составов (ранее норма 1400 тонн, а стали отправлять 1800-2000 тонн)
– бригады, обслуживающие паровоз, водили состав за тысячи км, машинисты месяцами не возвращались домой.
Важнейшей артерией, соединяющей фронт с тылом, была железная дорога. На фронт везли технику, боеприпасы, оружие. Объем поставок за годы войны достиг 10 млн. тонн. Перевезено 20 млн. вагонов с солдатами, боевой техникой, продовольствием. Если выстроить эти эшелоны по цепочке в ряд, то можно всю землю 4 раза обогнуть по экватору. Поезда шли сплошным потоком, иногда интервал между ними составлял 600-700 м.
И вот при такой интенсивности движения было необходимо обеспечить качественное обслуживание как локомотивов, так и вагонов.
Взрослых, опытных, квалифицированных работников не хватало. Смены длились по 18-20 часов. Иногда даже домой не уходили, чтобы не тратить время на дорогу, а прямо на работе дремали. 3-4 часа сна и снова на смену.
Моему прапрадеду в бригаду добавили ребят из ремесленного училища, им было по 14-15 лет. Жили они в общежитии, при училище. Подростки, полуголодные, не выспавшиеся, они кое-как передвигали ноги. По карточкам им полагалось всего 500 г хлеба. Это же почти ничего для молодого растущего организма. Но война есть война и спрос с тех мальчишек был, как с взрослых. Железная дорога – стратегический объект, и невыполнение задач, связанных с обслуживанием составов, считалось серьезным преступлением и приравнивалось к измене Родине.
Ребята засыпали на ходу, а мой прапрадед расталкивал, будил их и отправлял осматривать составы. Перерыв между поездами 20-30 мин, они снова засыпали, а дед следил, чтобы их не увидели смотрящие военнослужащие, иначе пацанов отдали бы под суд. Мой прапрадед жалел их, прикрывал перед руководством. Дом моего деда был недалеко от станции, у них был большой огород, даже в годы войны семья выращивала там картофель и другие овощи. Когда прапрадед, на короткий миг, бывал дома, он привозил парням картошку, молоко, огурцы. Это был праздник для них!
Все работали, не взирая на трудности. Бригады брали на себя обязательства: «Сделай норму за себя и за товарища, который ушел на фронт». Ремонт осуществлялся, практически, на ходу, запчасти изготавливали сами, т.к. все заводы работали на воинские заказы. Не было случая, чтобы состав сошел с рельс из-за неисправности вагонов. Хотя один раз это могло случиться, если бы….
Один из парней, из бригады моего прапрадеда, Паша, то ли от усталости, то ли от незнания, просмотрел серьезную неисправность вагона. Большое счастье, что неисправность заметили при перегоне состава из депо, но по законам военного времени Пашу хотели осудить как врага народа. Мой прапрадед тогда встал на защиту мальчишки, просил начальника станции не придавать данную ситуацию огласке. Говорил, что лично будет контролировать его работу, просил дать ему еще один шанс. А Паша плакал, ничего не мог сказать в свое оправдание, он понимал, что совершил что-то очень страшное, что по его вине солдаты могли не получить что-то необходимое для победы. Начальник станции пожалел Пашу. Он остался работать в бригаде моего прапрадеда до конца войны.
Через много лет, когда моей прабабушке было 10-12 лет, к ним в дом пришел тот самый Павел, уже взрослый мужчина, уже со своим ребенком. Он пришел поблагодарить моего прапрадеда за помощь, за опеку, за жизнь… Так эту историю узнала моя прабабушка и бережно сохранила ее для нас, для следующих поколений. Она рассказывает, что до той встречи ее папа, мой прапрадед, вообще ничего не говорил о тех годах, он не считал это героизмом и, если бы Павел не пришел в их дом, мы никогда не узнали бы о той истории.
За труд в годы Великой Отечественной Войны мой прапрадед Брюханов Владимир Яковлевич награжден грамотами Управления Забайкальской железной дороги, он имеет звание Заслуженного работника тыла.
Я горжусь моим прапрадедом, его вклад в обеспечение бесперебойного движения составов неоценим, а вклад в жизнь того Павла – бесценен.
Я рассказала о крошечном эпизоде большой и страшной войны. Все дальше и дальше время отдаляет нас от тех событий, все меньше остается тех, кто сотворил эту победу, выгрызая ее в боях на фронте или обеспечивая ее в тылу. Но Великая Отечественная война остается в памяти и сердцах потомков участников боёв и тружеников тыла. Мы не должны забывать, какой ценой достался мир на земле, кому люди обязаны жизнью.
Добавить комментарий