Почему школьники вынуждены уходить в Сеть?
Интернет давно не новость ни для учеников, ни для учителей. Для нас уже стало привычкой делать домашние работы с помощью Сети. Причем не только списывать все от и до, но и совершенно честно искать информацию для урока по заданию учителя. Вопрос в том, можем ли мы ещё учиться так же, как наши родители, бабушки и дедушки (по учебникам), или наш век высоких технологий решил все за нас и твердо заявил о том, что без интернета никак?
Этот и несколько других вопросов мы задали Сергею Абрамову, 16-тилетнему школьнику из Санкт-Петербурга, ученику 9 класса, создавшему «Блог школьного всезнайки» (www.e-parta.ru).
«Блог школьного всезнайки» – сайт, на котором Сергей публикует новости по учебным предметам; статьи, оказывающие ученикам помощь в разрешении проблем с родителями, учителями, друзьями; интересные материалы про спорт, книги, кино и многие другие юношеские хобби. А еще на сайте проходят вебинары – семинары и лекции в режиме онлайн интересных людей, специалистов различных областей знаний, которым до или после видеовстречи можно задать вопрос и получить гарантированный ответ. Сейчас Сергей может похвастаться такими партнерами, как Microsoft, Мариинский театр, Научно-исследовательский университет «Высшая школа экономики» в г. Санкт-Петербурге, а также официальной поддержкой Министерства связи и массовых коммуникаций РФ. А еще автор «Блога…» присутствовал на заседании Государственной Думы и учился у ведущих топ-менеджеров страны.
Сергей рассказал нам о том, зачем делает этот сайт, поделился своим мнением по поводу школьного образования и планами на будущее.
«Зачем? Сложный вопрос, – начал свой рассказ Сергей. – У взрослых людей жизненные ориентиры меняются каждые пять лет полностью, у нас, подростков, это происходит еще быстрее, все-таки мы растем. А тут темпы моей жизни увеличились многократно со всеми сайтами, круглыми столами, заседаниями. Начиналось все с простого любопытства, которое потом трансформировалось в желание рассказывать, затем надо было заниматься организацией процесса, а потом уже пришло понимание того, что нужны цели. И эти цели стали меняться, как пейзаж за окном поезда. Желание дать информацию для читателя – да, создать отличный сайт – да, реализовать себя… Были и такие, обычные, так скажем, для растущего организма цели, как «работать ради оценки», «пробовать все новое», «найти себя». Только на определенном этапе детский барьер преодолевается и начинаешь понимать, что занимаешься взрослым делом – социальным бизнесом. Детский барьер я перешел, а с взрослыми целями еще до конца не определился.
Разумеется, на сайте я зарабатываю деньги. Он должен, как минимум, себя содержать: административные расходы, реклама, серверы, связь, интернет. Иначе это деятельность ради деятельности. Есть спонсорская помощь, которая позволяет покрывать все эти издержки. Монетизации, т.е. превращения блога в рекламное место, не планирую. Это не нужно подросткам и не нужно самому проекту. Даже нынешние мои партнеры: Майкрософт, Российская венчурная компания и Высшая школа экономики – не вмешиваются в редакционную политику блога. Так что мне удалось создать себе достаточно комфортные условия для работы. И над головой не капает, и места для творчества много.
Сейчас блог активно развивается. С началом года любой желающий может стать его автором. Я планирую сформировать полноценную структуру СМИ. Штатники, внештатники, выпускающие редакторы, авторские колонки и т.д. Начинать придется с внештатного, поскольку человек должен быть тоже носителем редакционной политики, чувствовать читателя. Сейчас запущу программу по обучению журналистскому делу. Педагоги вузов и журналисты-практики помогут».
На вопрос о том, как у него получилось добиться такого успеха в 16 лет, в чем его секрет, Сергей скромно ответил: «Откровенно, чувства успеха нет. В определенный момент, когда голова занята стратегией блога, готовится к старту второй портал, еще два информационных ресурса в стадии обсуждений идеи, сваливается «успех». Хорошо, что этот «успех» помогает в работе больше, чем мешает. По моему ощущению, в фанфары трубить рано, впереди дела более серьезные. Секрет?.. Затасканных фраз не хочется говорить. Планировать все. Составлять план на день, неделю, месяц и год. Пытаться понять мысли других людей. Одного «я хочу» – мало. Нужно учиться у старших, перенимать опыт и знания. Лично мне ещё помогает умение говорить на языке взрослых. Наверное, это врожденное. Вот опять же риторика в школе не преподается, а коммуникации – это ведь не только литература и русский язык. «Язык до Киева доведет» – это чистая правда, в чем я убедился на личном опыте. Где-то оказывался в нужном месте и в нужное время. Древний рецепт».
О системе школьного образования автор блога рассуждает, как о теме, явно серьезно его интересующей. Немудрено, ведь он создает портал для школьников и сам является школьником, но это не мешает ему сохранять объективность в ответах на вопросы в образовательной сфере.
«Я думаю, что без сайтов типа “Блога школьного всезнайки” обойтись можно, – говорит он. – Хотя школьная программа – это знания даже не прошлого века. Все, кто не спал на уроке физики, помнят, как выглядит кристаллическая решетка алмаза. Год назад или около того была вручена Нобелевская премия за другую углеродную решетку – графен. Вещество, которое называют веществом будущего. Боюсь, что в стенах школы слово «графен» прозвучит нескоро. Школьная программа очень отстает и в сфере социализации, и в сфере науки. Другой пример – маркетинг. Мы этой наукой пользуемся в магазинах, покупая товар, когда показываем, какие мы «белые и пушистые», весь взрослый мир построен на маркетинге, но в школе этой науки не преподают. В школе «свеженькую» информацию учителя одобрят, а оценивать будут по «старенькой». Так что можно учиться великолепно без “Блога школьного Всезнайки”. До определенной поры. Идея блога трансграничная. Я стремлюсь давать контент, который позволяет вступить в новые сферы жизни, посмотреть на предмет под другим углом. Тем, кому кажется, что информации мало, хочется узнать о мире больше, чем в учебнике, чего-то достичь, – добро пожаловать!
А что насчет российского образования, если говорим в своем кругу подростков, то, что творится в этой системе, какие законы принимают, отражает то, какие мы сами и чего хотим. Понятно, что взрослые решают свои проблемы, вроде коррупции и бюджета. Пока последний Закон об образовании лишь узаконил то, что было де-факто. Фактически ничего не изменилось. Ну, нашим учителям новых обязанностей добавили, а сбалансировали льготами. Так что, друзья, сейчас ситуация zero. Никто не знает, куда идти дальше и что делать, просто потому, что от нас нет сигналов. Нельзя развивать что-то ради развития. Сколько было проектов, на которые потрачено много денег, а результат нулевой. Проблема в нас, школьниках, мы инициатив не выдвигаем. Это основная проблема. В этом году был беспрецедентный случай: школьники участвовали в парламентских слушаниях в Государственной Думе. Я там тоже был. Депутатам надоели посредники в виде воспитателей и педагогов, информацию они хотят получать из первых рук. Уже на стадии подготовки выяснилось, что подросткам нечего сказать, кроме того, что им говорят старшие. Уже потом стало формироваться свое видение.
Ситуация с ЕГЭ – сколько нас реально оценивало этот экзамен? Не как потребители, а по-взрослому. Первые годы на 10% выросло количество провинциалов, поступивших в столичные вузы. А ведь это возможность для тех, кто доучится, получить высокооплачиваемую работу в крупной столичной компании, сделать карьеру. Это ведь социальный лифт, каких у нас и нет практически. Отказаться от единых стартовых условий для всех просто потому, что кому-то лень сдавать ЕГЭ?
Есть недостатки у ЕГЭ – давайте предложим проектирование. Это делают в высших учебных заведениях. Дается задание, которое за семестр должно быть выполнено. Придумано что-то или спроектировано. Это ведь обучение мыслить, использовать на практике знания – идеальное дополнение проверки на запись в виде ЕГЭ. Думаю, есть и другие варианты».
После обсуждения глобальных вопросов мы вернулись к изначальной теме нашего диалога – к блогу.
«О планах на будущее я уже немного говорил: блог теперь станет коллективным продуктом; будут по очереди запускаться отдельные проекты. Это позволит разделить направления по сегментам и сохранить за “Блогом школьного Всезнайки” характер популярного издания. Личные планы – закончить 9 класс. Сдать все экзамены».
Ответы Сергея Абрамова лично мне помогли понять три вещи. Первое – это то, что я, по сравнению с Сергеем, который тоже учится в 9 классе, полный лузер: сайты не создаю, на заседаниях Государственной Думы не присутствую. Второе – понимание того, что ученики никуда не бегут от учебников и учителей. Интернет нельзя вычеркнуть из жизни, поэтому по отношению к нему просто надо искать золотую середину. Решение давно известное и в определенной степени банальное, но актуальное и применимое совершенно во всех сферах жизни. Третье: система образования (а может, даже и законодательная система в целом) – это не просто законы «сверху», это диалог, в котором принимаем участие и мы, школьники. Только вот пока почему-то мы этим не особенно интересуемся и поэтому возможности что-то изменить, предложив пути решения наших проблем, не видим. Хотя такой выход из проблемных ситуаций лежит прямо у нас под носом. И по сравнению со старшими поколениями у нас есть серьезный помощник – пресловутая всемирная паутина, готовая в любое время дня и ночи дать ответ на вопрос любой сложности: от ответа на математический пример 2+2, до того, как написать проект по изменению каких-либо аспектов школьного образования. И не только.
Добавить комментарий