Пианисты
Как много для вас значит музыка? Кому-то она помогает расслабиться и на время забыть о проблемах, а для кого-то музыка – это целый мир, волнующий, неожиданный и порой даже пугающий.
«Никто не знает, где скрыта музыка. Кто объяснит нам нашу зависимость от нее? Как мы можем ее выбирать? Как мы можем ее понимать?..», – этими и другими вопросами задаются герои спектакля «Пианисты», премьера которого состоялась 12 октября 2017 года.
Сидя в зале театра «Глобус» в ожидании начала спектакля, я и подумать не могла, что просмотр данной постановки заставит меня изменить свое отношение к музыке.
Спектакль «Пианисты» Новосибирского академического молодежного театра «Глобус» поставлен режиссером Борисом Павловичем по роману норвежского писателя К. Бьёрнстада. Главный герой спектакля – пятнадцатилетний пианист Аксель Виндинг, который не просто увлекается музыкой, а буквально живет ею. Мальчику предстоит справиться с тяжелыми жизненными испытаниями: мать Акселя трагически погибает, и мальчику приходится пережить смерть близкого ему человека в одиночку, ведь отец и сестра не поддерживают его. Чтобы победить в конкурсе молодых пианистов, Аксель решает бросить школу и всё свое время уделяет репетициям. Вскоре выясняется, что главная конкурентка мальчика – юная, но очень талантливая пианистка Аня Скууг – соседка Акселя, в которую он влюблен. На конкурсе Аня занимает первое место, а Аксель не занимает даже третьего. Но мальчик не хочет мириться со своим поражением: он ищет нового педагога, ищет самого себя и свое место в музыкальном мире. «Пианисты» – не просто спектакль о музыке, это целая история жизни, история взросления, выбора, который предстоит сделать людям, живущим в непростом мире музыки.
Музыкальный мир жесток, особенно для юных талантов, ведь порой им приходится выбирать между самыми важными вещами: между музыкой и семьей, музыкой и любовью, музыкой и даже жизнью. Такой подход к изображению мира музыки показался мне весьма неожиданным. Позже я узнала, что автор романа К. Бьёрнстад не только писатель, но и пианист, и композитор. Это многое объясняет: становится понятно, почему он считает мир музыки настолько жестоким – автор сам находится в этой непростой системе и знает, как она устроена изнутри. Потому, изображая музыкальный мир, Бьёрнстад не старается идеализировать его, а напротив, хочет показать таким, какой он есть на самом деле.
Еще перед началом спектакля меня удивило то, что на сцене не было ни одного музыкального инструмента. «Где же фортепиано, на котором будут играть герои спектакля?» – думала я перед его началом. Особенность «Пианистов» заключается в том, что во время спектакля не прозвучало ни единого звука настоящей музыки, что весьма неожиданно для постановки с таким музыкальным названием. Для создания музыкальных образов актеры используют вокальные возможности своих голосов. Стоит отметить, что только с помощью голоса актерам удается не только воссоздать музыку, но и с точностью передать ее настроение. Сам спектакль от начала и до конца держит зрителя в напряжении, в ожидании того, что произойдет дальше, атмосфера спектакля накаляется с каждой минутой.
Как и в большинстве современных постановок, действие в «Пианистах» разворачивается в пространстве, которое путем простейших манипуляций (меняется положение стульев) превращается по ходу пьесы то в зрительный зал конкурса юных пианистов, то в трамвай, то в дом…
Еще одна особенность спектакля заключается в том, что в определенных сценах актеры перевоплощаются из одной роли в другую, при этом, никак не меняя своего внешнего вида или меняя лишь частично – добавляя к своему образу усы или парик. Еще одной неожиданностью для меня стало то, что герои, в то время как на сцене разворачивается действие, в котором они не задействованы, не уходят за кулисы, а сидят по периметру сцены лицом к ней, подобно настоящим зрителям. Они не просто смотрят на то, что происходит на сцене, но и эмоционально откликаются на это, будто они и есть зрители, пришедшие на спектакль.
Борис Павлович является не только режиссером, но и автором пьесы – он адаптировал текст романа для постановки на сцене. Режиссер проделал огромную работу для того, чтобы зрители смогли погрузиться в мир музыки, раскрыть для себя все его тайны. В «Пианистах» главное для режиссера – показать, на что готов пойти человек и чем он готов пожертвовать ради любимого дела, а также показать его внутренние переживания и состояние его души в непростой жизненной ситуации, когда решается его дальнейшая судьба. «Он влюбляется в девушку, которая неожиданно оказывается его конкуренткой. Любовь и необходимость найти себя в творчестве входят в противоречие. Что победит: диктатура музыки или желание прожить счастливую жизнь?» – так режиссер Борис Павлович определяет проблему в «Пианистах» (https://www.youtube.com/watch?time_continue=100&v=TNh7uCyXvVI). Наблюдая за тем, как развивается действие на сцене, можно сказать, что режиссер отвел особую роль самой музыке. В спектакле она выступает как отдельный персонаж, коварный и зловещий, ведь именно под ее воздействием калечатся судьбы юных пианистов.
Все актеры, задействованные в спектакле, проделали огромную работу, чтобы передать образ каждого из героев. В первую очередь, это работа душевная – каждый из актеров проникнулся историей своего героя и постарался найти его частичку в себе самом, чтобы максимально точно представить его на сцене. Также для воссоздания звуков музыки в спектакле актерами была проделана работа вокальная – проводилось множество репетиций, в течение которых актеры совершенствовали свои вокальные навыки. Пропуская музыку через себя, прибегая к воссозданию музыки с помощью голоса, актеры погружают зрителя в эту «музыкальную» атмосферу. Я достаточно часто посещаю спектакли театра «Глобус» и знаю многих артистов труппы. Но после просмотра спектакля «Пианисты» я открыла для себя актера Константина Симонова (роль Акселя) совсем с новой, неожиданной для меня стороны. Аксель проходит огромный жизненный путь, полный ошибок и разочарований, и Симонов мастерски справляется с ролью, ему с точностью удается передать непростое душевное состояние своего героя.
Спектакль «Пианисты» стал для меня большим открытием. Передо мной будто бы открылась дверь в загадочный мир музыки, совсем не простой, а пугающий и опасный. Сейчас я планирую прочитать роман К. Бьёрнстада «Пианисты», по которому был поставлен спектакль, и уже после этого посмотреть постановку еще раз.
Фото с официального сайта театра «Глобус»
Добавить комментарий