Открываем пасть крокодилу
Суббота. Выходной. Но «пчёлки» из клуба робототехники «Лига Роботов» не перестают трудиться, усердно клацают по клавиатуре, набирая новые программы.
Просторный кабинет технологии, за партами сидят ребятишки из 1-2-го классов. Около каждого из них стоит ноутбук, к каждому подключён крокодильчик. С помощью алгоритмов, набранных на компьютере, ребята оживляют своего жёлтого зверя. Программа несложная, всё ясно и понятно, я и сам в ней разобрался.
И вот учитель даёт первое задание: «Заставьте крокодила открыть пасть и задержать в таком положении, а затем закрыть».
Каждый ученик усердно печатает свою программу. Вот первый крокодил уже открыл пасть, затем второй, остальные тоже не заставили себя долго ждать. Но не у всех получилось с первого раза: у одного пасть открывается слишком быстро, у другого медленно. Но это не страшно, когда рядом хороший учитель. Он с радость помогает детям. Это – очень приятный и харизматичный человек. На слайде появился правильный вариант программы. Дети, не справившиеся с заданием, поняли свои ошибки.
Уже звучит второе задание: «Составьте такую программу, с помощью которой рот крокодила будет открыт, пока добыча не приблизится, после чего рот захлопнется и раздастся звук хруста».
Дети снова погрузились в работу. Не прошло и десяти минут, как вся комната гудела от хруста добычи. Дети смеялись, наблюдая за своими крокодилами. Атмосфера в классе приятная и непринуждённая.
Но учитель прерывает трапезничающих крокодилов и объясняет новый материал. Дети очень внимательно слушают. Никто даже не двигается. По ходу учитель задаёт вопросы. Ребята отвечают только по поднятой руке. Новая информация усвоена, а четвёртое задание получено. Оно уже не про крокодильчика, а про звук и изображения.
Все программы дописаны, и дети отправляются на заслуженный отдых. А у нас есть отличная возможность задать несколько вопросов учителю.
- Здравствуйте. Как Вас зовут? Где Вы учитесь?
- Здравствуйте. Меня зовут Судочаков Тимур Анатольевич. Мне 20 лет, я учусь на втором курсе в НГТУ по специальности «Боевые припасы и взрыватели».
- Какова основная цель клуба «Лига Роботов»?
- Развивать у детей мышление. Не просто научить собирать фигурки из лего, а дать основные знания по программированию. Расширить знания в области физики, информатики и математики. Физика в школе начинается с 7-го класса. Но с учениками 1–4 классов мы уже изучили такие физические явления, как магнетизм, разобрали принципы работы электродвигателей. Научились высчитывать передачу шестерёнок, а это то, что в школе не проходят.
- Какие первые шаги у новичков?
- Все начинается с конструктора. Новенькие собирают различные фигурки. Далее ребёнок знакомится с программой. Она несложная, и всё интуитивно понятно. Там не просто алгоритмы, которые пишут настоящие программисты, а визуализация в виде блоков. То есть, если нужно, чтобы моторчик начал вращаться, ученик кликает на блок с моторчиком. Блок с песочными часиками для паузы. Такое «блочное» программирование даётся детям гораздо проще.
- Какие методики Вы используете в работе с малышами?
- К каждому ребёнку нахожу индивидуальный подход, ведь дети все разные. Одни быстро понимают, другим нужно более подробно объяснить – «разжевать» материал. Есть скромные ребята, их я стараюсь разговорить, «расшевелить».
- Какими качествами должен обладать ребёнок, чтобы заниматься робототехникой?
- Сообразительностью и «прямыми» руками (смеётся). Ведь нужно собирать наборы так, чтобы они не разваливались. А вообще, у детей в этом возрасте всё только формируется. Они ищут себя. Некоторые дети приходят, понимают, что это не их, и уходят. А у некоторых видно огромное желание работать.
А прервали нас крики и возгласы вернувшихся детей. Тимур Анатольевич занял своё место около доски и продолжил урок. Он объявил конкурс на скорость. Каждый ученик должен собрать вентилятор и подключить его к компьютеру. Время идёт, маленькие пальчики умело собирают вентиляторы. И вот появился победитель! Остальные тоже подтягиваются. После того, как последний ребёнок справился, учитель объявляет о второй части конкурса. Теперь ребятам нужно с помощью кнопки «включения-выключения» заставить вентилятор вращать лопастями.
Урок подходит к концу. Тимур Анатольевич вручает отличившимся ребятам лигобиты. Это местная валюта, за которую дети могут получить подарки. Вот так интересно проходят уроки программирования. И это не просто алгоритмы и цифры, а весёлые игры и соревнования.
Добавить комментарий