Back to top

Особенности восприятия времени у юношей и девушек XXI века

Время независимо и объективно. Ход времени остановить невозможно, но вместе с тем время уникально для каждого из нас. Возможно ли конструирование собственного времени или оно заранее предопределено?

Проблема восприятия времени была актуальной во все времена и занимала умы различных представителей науки и практики. В современном мире она приобрела особенную значимость в связи с напряженным ритмом социальной жизни.

Восприятие времени – многогранный процесс психической жизни человека, в котором задействовано множество связанных между собой факторов. Современная наука выделяет два вида восприятия времени: объективное, или физическое; субъективное, или психическое.

То как человек воспринимает время зависит от характерологических особенностей самого человека, эмоционального состояния, умения управлять временем, что особенно важно в современном мире, где пропагандируется life-long learning (обучение через всю жизнь).

Современная система образования предъявляет серьезные требования к развитию навыков управления временем у обучающихся на всех уровнях образования. Сегодняшний ученик занят в самых разнообразных видах деятельности: от учебной до той, что связана с первыми профессиональными пробами. Часто ребята юношеского возраста, ученики старших классов, жалуются на нехватку времени и мечтают о том, чтобы в сутках было побольше часов, другие наоборот говорят, что время тянется излишне медленно.

Ощущать временные периоды позволяет непосредственное переживание, основанное на опыте человека, так называемое «чувство времени». Физиологической основой чувства времени становится постоянная смена процессов возбуждения и торможения в нервной системе человека.

Кроме психофизиологических основ на восприятие времени влияет эмоциональная оценка происходящих событий, во многом обусловленная типом темперамента человека.

В юношеском возрасте формируется оптимальная форма регуляции времени. Ученики юношеского возраста рассматривают организацию жизни как определение жизненных периодов, фаз, занятий, их последовательность в контексте подчинения индивидуальному темпу деятельности. В юношеском возрасте предъявляются особые требования к продуктивности использования временных ресурсов, ориентации во времени, способности адекватно распределять время в условиях наступления неопределенных событий.

Проведя ряд проб, связанных со способностью точно измерять время, я пришла к выводу, что юноши и девушки с меланхолическим типом темперамента соотносят свою деятельность с установленным временным промежутком и не испытывают тревоги по поводу количества прошедшего или оставшегося времени для выполнения задания.

Ученики с холерическим типом темперамента на 15-20 секунд в среднем опережают реальное время, они устремлены в будущее, им тяжело находиться в моменте «здесь и сейчас», стоит предположить, что эта особенность негативно сказывается на качестве выполнения заданий и повседневных делах в целом.

У сангвиников также отмечается опережение реального времени в среднем на 5-7 секунд, отмечается присутствие боязни не успеть/опоздать.

Флегматики демонстрируют отставание субъективного времени от реального на 2-5 секунд. Это можно объяснить их сосредоточенностью на процессе выполнения задачи, излишней погруженностью в дела.

На основе полученных данных мы составили чек-листы эффективного планирования времени для холериков и сангвиников, сделав в них акцент на расстановке приоритетов в делах, выявлении жесткого и гибкого планирования, дедлайнов в расписании.

В чек-листе для флегматика акцент сделан на наглядной организации пространства выполнения задач и распределении дел в технологии канбан.

Психологическое восприятие времени обусловлено биологическими свойствами человека, к которым относится темперамент. Темперамент определяет общее эмоциональное восприятие времени обучающимися юношеского возраста. На точность восприятия времени обучающимися юношеского возраста влияют такие свойства темперамента, как активность и эмоциональность.

Поставь лайк

up
Проголосовали 40 пользователей.
Автор: 

Добавить комментарий

Target Image