Нужна ли школьная форма?
Школьная форма – тема, вызывающая споры между учениками и учителями уже долгое время. Носить или не носить – вот в чем вопрос. Попробуем разобраться…
Сначала узнаем историю школьной формы. Ее родиной принято считать Британию. Впервые форма появилась в заведении Christ’s Hospital в XVI веке, где учились дети из малообеспеченных семей и сироты. Форма представляла собой синее пальто, юбки плиссе для девочек и брюки-галифе для мальчиков. По одной из версий, синий цвет выбрали, потому что считали, будто он настраивает учеников на покорный лад. И интересный факт, в наше время, то есть спустя 460 лет, все дети этой школы ходят так же.
В России форма появилась намного позже – в 1834 году. Если в Британии ее ввели в первую очередь для детей из бедных семей, то у нас она наоборот была показателем статуса, ведь только дети обеспеченных родителей могли получать образование.
Форму ввел Николай I, который издал указ об обязательной униформе в госучреждениях. Эта реформа коснулась и гимназистов со студентами, которых обязали носить форму – синие куртки и мундиры с красными воротниками. Когда стало развиваться женское образование, появилась и форма для девушек. Они носили коричневые платья и черные передники.
После революции 1917 года форму отменили. Тем не менее она достаточно быстро вернулась – в 1948 году. Дизайн практически полностью скопировали с той, что была у гимназистов до революции.
После школьная форма видоизменялась не раз, и особенно часто переодевали мальчиков. Она продержалась в школах до 1992 года, а после обязательную форму отменили. Форма стала прерогативой лишь элитных гимназий и лицеев, желающих подчеркнуть свой особый статус.
Впрочем, сейчас все больше школ рекомендуют ученикам деловой стиль в одежде. Для мальчиков – брюки, жилет, пиджак. Для девочек – юбка, брюки, жилет и жакет. Обязателен в таких случаях единый цвет формы. Его школа выбирает сама.
Таким образом, когда Николай I вводил школьную форму в России, она была призвана подчеркнуть отличия одной социальной группы от другой и уровень достатка. Сегодня смысл поменялся – форма призвана сделать всех равными и отразить принадлежность к определенной группе – в данном случае «школьник».
Однако не все ученики поддерживают ношение специальной школьной одежды. Одни считают ее пережитком прошлого и предпочитают индивидуальный стиль. В результате в коридорах школы можно наблюдать показ мод: кто-то в ярких джинсах, кто-то в футболке или модном худи, на каблуках или в кроссовках. Пестро, ярко, нарядно.
В нашей школе принят определенный дресс-код в одежде, который необходимо соблюдать. Для мальчиков – брюки, рубашка, жилет и пиджак. Для девочек комплект состоит из юбки, брюк или сарафана, блузки и жакета. Основные требования к цвету одежду – темный низ, светлый верх. Такой деловой стиль – часть культуры нашей школы, он призван настроить ребят на учебу и создать нужную атмосферу для отличных результатов в учебе.
Мне стало интересно, что думают по этому поводу мои одноклассники и учителя, и я задала им вопрос: «Нужна ли школьная форма?». Большинство ребят ответили, что школьная форма им не нравится, некоторых она раздражает, а некоторые хотят индивидуальности и быть не как все. Учителя напротив считают, что школьная одежда нужна обязательно, так как благодаря ей создается деловая атмосфера и школьники выглядят аккуратно и достойно.
Я считаю, что школьная форма – это не так и плохо. Потому что наличие дресс-кода упрощает выбор одежды, облегчает сборы в школу и экономит мое время.
Вопрос о необходимости школьной формы не имеет однозначного ответа. С одной стороны, она способствует дисциплине, а с другой – не дает школьникам самоыражаться.
Чтобы разногласий между учениками и учителями не было, возможно, надо рассмотреть компромиссные варианты. Например, разрешить носить кардиганы и жилеты, добавить варианты обуви, изменить цвет дресс-кода.
В конечном итоге, главное – это создание комфортной обстановки для учащихся и педагогов, где каждый может почувствовать себя свободно и уверенно.
Добавить комментарий