«Ни хачу учицца»
Друзья, самая длинная четверть закончилась. Любопытно, поздравить вас или выразить вам соболезнования? Действительно, далеко не все из нас с удовольствием встречают каждый новый учебный день, оставив все силы еще в дне вчерашнем, черпают откуда-то новые и идут дальше. А дальше – рутинная учеба, спецкурсы, внеклассные и внешкольные мероприятия… «А мне еще и петь охота…», а на «пение» (под сим можно понимать любой вид времяпрепровождения, не связанный напрямую с учебой) как раз времени и не хватает.
Впрочем, отношение к школе у всех разное, и далеко не каждый из нас повторяет вышеуказанный путь. Сразу условимся, что тех, кто хронически не переносит попыток развития в себе прилежного ученика, мы оставим в покое. Оговоримся лишь, что у этих людей другие приоритеты и интересы в жизни... Возможно, они весьма уважительны, например, к занятиям спортом; умалять достижения спортсменов абсолютно не уместно; возможно, нет. Вопрос выбора – философский. Вообще, стоит ли игра свеч? Стоит ли некое абстрактное образование вложенных в него сил? Наконец, зачем же люди ходят в школу? Ответ, казалось бы, очевиден – за знаниями. Но не мы ли, ученики, не устаем повторять «половина (в лучшем случае) того, чему нас учат в школе, нам никогда не пригодится». Действительно, за то время, что каждый из нас проведет в школе, теоретически можно, к примеру, прочитать несколько миллионов страниц учебной литературы. Представьте, сколько реальных, «нужных» знаний мы бы получили, занимаясь, скажем, дома, самостоятельно… А практически?
А практически, придерживаясь теории выше, каждый из нас, друзья, начиная с семи – восьми лет начал бы зачитываться не нетленным «Чтение. 1 класс», а, скажем, «Критикой чистого разума» Иммануила Канта. (То обстоятельство, что половина детей в этом возрасте не умеют читать, нашей теорией не рассматривается, ибо мелочи.) Позже, очевидно, всемирное признание и обожествление; и подарком на день рождения другу будет не сакраментальная ваза, а одна из сотни медалей нобелевского лауреата… Позвольте все же в этом усомниться. «Ну, зачем же утрировать?» – скажут некоторые. Господь с вами. Предположим, ваши родители решат наставить вас на истинный путь, предварительно научив читать (хоть это и мелочи). А после скажут: «сынок (или дочка, отметим, хоть это и мелочи) мы выучили букавки и цифирки. Иди, пожалуйста, обучайся». Вопрос: чему обучаться? Очевидно, на этот вопрос ответ должна дать именно школа. Каждый выбирает в конечном итоге свой путь в жизни. Рано или поздно находит свое призвание. Но найти его можно только эмпирически (на основании личного опыта). Вспомните ваши сочинения в первом классе «кем я хочу быть». Думаю, более чем у половины, цели в жизни изменились.
Это нормальное проявление развития. Заинтересовав нас той или иной областью научного знания, показав, насколько увлекателен процесс и насколько прекрасен итог мышления, нас должны подтолкнуть именно на тот путь, который будет нам интересен. Во всех проявлениях. От грунта под ногами до неба над головой. Интересного много, но твое все же что-то одно… Мало дать человеку удочку, надо еще намекнуть, что рыбаков – огромное количество. Мало дать человеку хорошее образование, надо сделать из него глубоко думающего специалиста. Ведь, как говорил Брехт, самая главная наука – научить человека думать. Научить человека думать, а не выучивать. Анализировать, вникать, понимать тоньше, чем представлено, потому что слово существует, чтобы побудить к мысли. Все гениальное – это новое, что-то невиданное или не осознанное раньше; новое – это хорошо забытое старое. Именно проникнувшись прежними достижениями, связав их с нынешней задачей, можно найти решение, найти ответ. Да и не только в науке встречаются загадки.
Сама наша жизнь этими загадкам полнится. Не было еще на Земле человека, который бы не знал бед, горя утраты. Как вам эта загадка? Счастливы те люди, кто пристрастился действительно к науке, а не к «пятеркам». Не каждого отличника можно уважать за его успехи, как и не каждого государя можно уважать лишь за то, что он государь. Встречаются люди, которым это самое образование, как образование души, и не нужно. Их интересует не романтика науки, а что-нибудь наподобие «получить все пятерки», быть лучшими учениками, в крайней степени, получить за это какой-нибудь подарок. А лучше, знаете ли, с родителей деньги брать за хорошие оценки; лучше ведь и не придумаешь… Но это собственное дело каждого. Явно не с моей успеваемостью человек будет судить «гордость» школы. Однако важна цель… Если она достойна и школьное образование («получить все пятерки») воспринимается лишь как средство достижения этой цели – дело представляется совсем иным. И степень благого в оной уже пропорциональна тому, насколько благовидна ваша цель. Очевидно, что именно хорошее среднее образование дает возможность получить хорошее высшее образование, которое в свою очередь есть «путь к мечте».
Потому, коли уж вы нацелились на «место под солнцем», пренебрегать образованием не стоит. P.S. В начале нашей беседы мы договорились не упоминать людей, к учебе не склонных. Однако впоследствии выяснилось, что школа в частности и образование в целом есть нечто очень полезное. Посему обойти стороной позицию вышеупомянутых товарищей по этому вопросу было бы с исследовательской точки зрения не корректным. Учить людей жизни, как стало модно говорить, не в нашей компетенции. Чтобы все же решить поставленный вопрос, обратимся к словам Николая Алексеевича Островского: «Самое дорогое у человека — это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за подленькое и мелочное прошлое и чтобы, умирая, мог сказать: вся жизнь, все силы были отданы самому прекрасному в мире — борьбе за освобождение человечества. И надо спешить жить. Ведь нелепая болезнь или какая-нибудь трагическая случайность могут прервать ее».
Добавить комментарий