Back to top

Не бояться пробовать

Как определиться с профессией и не ошибиться с выбором? Этот вопрос волнует многих из нас. Одни, выбирая, слепо повинуются воле родителей, других привлекают востребованность и престиж профессии, а для третьих «ориентиром» становятся люди: герои книг или фильмов, друзья, близкие, в общем, те, кто воодушевляет и вдохновляет своим примером.

Для меня таким примером стал мой дедушка Петр Васильевич Сиднев. Его профессия – оператор документального кино. Он работал на Абаканском телевидении, на ГТРК «Новосибирск», отдал профессии около пятидесяти лет, сейчас преподает в НГТУ – учит студентов киносъемке, фотокомпозиции, фильмопроизводству. Он мастер своего дела и человек, по-настоящему любящий свою работу. И, несмотря на то, что профессия журналиста, в которой я «вижу» себя, и профессия оператора очень разные и сравнивать их, наверное, нельзя, но общее в них все-таки есть. И для журналиста, и для оператора, к каким аспектам жизни они ни обращались бы, важно «зафиксировать» событие, представить личность или рассмотреть проблему так, чтобы зритель или читатель не остались равнодушными.

Приходит время, когда мне нужно сделать выбор, принять решение, «кем быть». И когда рядом человек, за плечами которого длинный путь профессионала, у меня есть замечательная возможность задать важные вопросы и получить ответы. Ответы, которые помогут и мне стать профессионалом.

Когда и как началось «открытие» профессии?

– Это был 1953 год. Мы жили тогда в Серебровке, я учился в шестом классе и мечтал купить фотоаппарат. Дома у нас был кофрик от папиного фотоаппарата, то есть чемоданчик, и несколько фотографий. Зимой мама отправилась в город, пешком, за 120 километров, чтобы продать масло и хоть что-то купить. И она привезла мне фотоаппарат «Любитель» с четырьмя пленками и проявителем. В школе, на класс старше меня, училась девочка Женя. У нее тоже был «Любитель». Она показала мне, как проявлять фотографии с керосиновой лампой и красной тряпкой. Вот на этих четырех пленках я и учился снимать.

Наверняка любовь к фотографии и желание работать в этом направлении появились в разное время. Когда возникло желание снимать именно на профессиональной основе?

– Все это тянулось долго. После седьмого класса я уехал учиться в Красноярский механический техникум, я там и спортом, и музыкой, и фотографией занимался. Там уже и увеличитель был, и печатать можно было. Там я купил «ФЭД» и продолжил снимать. Через четыре года меня забрали служить на флот – на остров Русский, где было все строго, камеру могли отобрать, наказать, даже проявитель развести было не в чем. А всем хотелось отправить фотографии домой. Ребята скинулись, и я купил «Ленинград». Через некоторое время отослал свои работы в местную газету, мои работы напечатали. В то время я уже мечтал о кино, даже купил кинокамеру. На четвертом году службы была выставка в Доме Офицеров, и мне присудили первое место, хотя в ней участвовал профессиональный фотокорреспондент из журнала «Советский моряк». Такой успех был... Тогда я почувствовал, что я могу, что хорошо «ловлю» какие-то моменты, вижу и успеваю. Потом приехал в Абакан. У меня уже была специальность – токарь четвертого разряда, но мне хотелось снимать. Тогда я уже слышал про телевидение и кино. В Абакане была студия, решил попробовать пойти туда. Показал работы, понравились, написал заявление, на следующий день вышел к ним на работу. Там уже и проявочная машина была… Сначала был ассистентом, через четыре месяца стал кинооператором, несмотря на то, что у меня не было высшего образования. А уже в Москве через несколько месяцев я получил третью операторскую категорию. Так началась моя длинная и счастливая жизнь как профессионала.

– Что помогло так быстро осуществить мечту?

– Самое главное – интерес, увлеченность. Мне еще со школьных лет нравилось фотографировать: можно снимать природу, людей, делать портреты. И кино, конечно, привлекало. Еще в школе нам привозили и показывали фильмы. Первое цветное кино, которое я увидел, было о том, как рассаживают капусту. Меня это поразило.

Что самое «ценное» в профессии оператора-документалиста?

– Наверное, процесс, где нет прямых командиров, которые говорят тебе, что снимать. Кроме этого, камера – повод к знакомству. Я много где был, общался с разными людьми: от доярок и пастухов до академиков. Разговаривал с Лаврентьевым и видел Гагарина.

– А что самое сложное?

– Сложное и даже неприятное, когда какой-нибудь автор заставляет играть и изображать. Тогда это получается не документальное кино, а игровое, но только с плохими актерами. Это преступно. Можно быть слугой редактора или автора, с которыми работаешь, а можно творить вместе. Можно быть или ремесленником, или творцом. Нужно, чтобы тебя уважали. Нужно хорошо знать свое дело и все время придумывать что-то, чтобы было интересно. Здесь суть – в творческой свободе. Если нет свободы, то и творчества нет.

Какими качествами должен обладать профессионал, работающий в сфере документального кино?

– Нужно быть немного психологом и быть очень внимательным к тому человеку, которого ты снимаешь. Когда только начинал снимать, понял, что не нужно заниматься постановкой, здесь важно наблюдение, важно человека не смутить, не напугать, ведь камеры тогда были громоздкими, шумными. Я всегда чувствовал, как человек ощущал себя под моим объективом, хорошо ему оттого, что я здесь, или нет. Обо мне говорили: «Петя умеет в человека войти, и начинается там с ним связь такая особенная». Вообще, в любой профессии нужно все время учиться, не оставаться на месте. Если у тебя что-то получается лучше других, нужно цепляться за это и работать, ведь конкуренция есть всегда.

Можно ли считать документальным фильмом то, что снимают на телефон любители?

– Не так важно, чем снимает оператор. Талантливый человек может снять фильм и телефоном. Не камера снимает кино, а человек.

Есть среди снятых фильмов любимый?

– Каждый интересен по-своему. Например, «Вечерний звон», который получил первый приз на Всероссийском документальном фестивале в Екатеринбурге в 1994 году. Он много поездил, в разных городах побывал. Потом в журнале «Искусство кино» он попал в двадцатку лучших неигровых фильмов за сто лет. Он этого действительно заслуживает. «Вечерний звон» вне времени, как кто-то сказал. В этом фильме настоящие люди, в нем раскрывается русская душа. Да, многое проходит, устаревает, но главное остается.

Многие люди работают ради дохода и совсем не получают удовольствия от того, чем занимаются. Так как же найти дело по душе?

– Конечно, наше время было периодом становления и подъема кино. Образовывались студии, нужны были специалисты. Здесь мне повезло. Но пробовать нужно всегда. И сейчас тоже. Человек только тогда чувствует себя счастливым, когда занимается любимым делом.Хорошо, когда тебе еще и деньги за это платят... Не нужно бояться пробовать. Только так можно найти себя в профессии.

Конечно, чтобы стать профессионалом своего дела, мне придется много работать, через многое пройти и немало узнать. И, благодаря своему дедушке, я верю: как бы ни было трудно, какие бы препятствия ни готовила для тебя судьба, если ты по-настоящему любишь то, чем занимаешься, готов «пробовать» себя в деле и полностью отдаваться ему, ничто и никто не помешает тебе стать тем, кем ты хочешь.

Фото: сеть интернет

Поставь лайк

up
Проголосовали 13 пользователей.
Автор: 

Добавить комментарий

Target Image