Научное шоу TED в Новосибирске
Единственное, чему научила меня моя долгая жизнь,
что вся наша наука перед лицом реальности
выглядит примитивно и по-детски наивно –
и все же это самое ценное, что у нас есть.
Альберт Эйнштейн
Вам когда-нибудь удавалось посетить настоящие научные бои, участие в которых принимают не только опытные ученые, но и дети, которые учатся еще только в седьмом классе? Однако в их головах уже множество идей и инноваций. Если вы человек с гуманитарным складом ума и думаете, что это смертная скука, — не делайте поспешных выводов! Давайте вместе развеем миф, что технические науки — это неинтересно.
В течение последних пяти лет в нескольких городах России проводятся Science Slam — новый формат интеллектуального досуга. В этом году Slam охватил Новосибирск, Санкт-Петербург, Москву, Иваново и Владивосток.
Второй по счету фестиваль «слэмеров» Новосибирска проходил в Технопарке Академгородка. Я побывала на этом празднике науки и многое узнала о некоторых удивительных открытиях.
Уже в холле нас встречали организаторы проекта, предлагая ранее зарегистрировавшимся на сайте гостям заполнить анкету для участия в розыгрыше.
И вот мы поднимаемся на зеркальном скоростном лифте на тринадцатый этаж. Выходим, нас встречает охранник и проводит в огромный зал со стеклянными стенами.
Еще есть несколько минут до начала, поэтому мы подходим к окнам-стенам, чтобы полюбоваться панорамой Академгородка и сделать селфи.
Сам Технопарк — две сцепившиеся переходом, наклонившиеся друг к другу, словно длинными шеями, четырнадцатиэтажки — народ прозвал «гусями». К сожалению, мы не смогли попасть за таинственную дверь, которая вела в другую башню: переход со стеклянным полом, куда мы так отчаянно стремились, был по какой-то причине закрыт. Конечно, наш «мостик» без аттракционов и спецэффектов, проверяющих пешеходов на смелость, как «Трескающийся мост» в Китае, но нервы тем, кто боится высоты, пощекотать может.
Выбрав места получше, в центре зала, чтобы было удобней поймать хороший кадр, мы приготовились к шоу.
Первой на сцену вышла маленькая, щуплая девочка. Что она может рассказать нам, старшеклассникам? Но как только она начинает свое выступление – все забывают о ее возрасте. Семиклассница Мария Чепелева из Лицея № 130 свой рассказ про прекрасный наномир разбавляет шутками, картинками и даже собственным рэпом.
— Про наночастицы я впервые услышала от своего дедушки физика, а потом Ваня рассказал мне про них ещё много чего интересного.
Мария заслуженно сорвала бурю аплодисментов.
Ее сменяет друг по команде Иван Меренков — аспирант Института неорганической химии и автор канала «Чуть-Чуть о науке», который свою тему «Наномир: уменьшай и ориентируй» раскрыл с помощью собственного тела — он и ложился на пол, и садился, и прыгал, чтобы лучше дошло до зрителей само понятие «ориентация». А начал он выступление с провокационного вопроса залу:
— А вы когда-нибудь задумывались, почему собаки делают свои дела с севера на юг?
Да уж, заставил задуматься зрителей...
Победителя выбирают совершенно необычным образом: специальным шумомером, поэтому кому больше зрители хлопают в ладоши и топают ногами (шумят!), та команда и побеждает.
На хлопки и крики для первой пары мы не поскупились.
Вторая команда — Александр Вронский, ученик 7 инженерного класса, тоже из Лицея № 130, любитель биологии и географии, участник экологического клуба — решил разобраться в атомных установках и их влиянии на жизнь людей. А его наставник Андрей Толстихин — потомственный энергетик. Они рассказывают о том, что объединяет атомные станции, «ЗАЯТца и МЯУ».
И причем тут атомная энергетика?..
Готовясь к слэму, мы попытались выяснить, как может расшифровываться МЯУ – и чего только не нашли в интернете! И «Молодой Ягненок Убежал», и «Московская Ядерная Установка». Ближе всех, на наш взгляд, был ответ на одном из форумов: «Массированные Ядерные Удары».
Ну что ж, и эта пара получила заслуженные децибелы.
Во время небольшого перерыва спикеры решили развлечь зрителей и устроили розыгрыш обещанных призов, предложив ответить на необычные загадки.
Первый приз достался… мне! Просто моя анкета вытянулась по жребию первая. Вот такая я счастливая: теперь стала обладательницей адаптера для наушников.
Чтобы выиграть следующие призы, нужно было потрудиться и решить логические задачки. Наша одноклассница Тая выскочила на сцену неудачно: решила схитрить и, чтобы решить задачку, предложила заменить астрономический час академическим. Не тут-то было! Шестьдесят минут не равняются сорока пяти.
И вновь удача! Наш руководитель школьного телевидения Любовь Владимировна оказалась самым технически подкованным гуманитарием в зале! И у нее теперь есть адаптер. Да, и еще… наклейка!
Прозвучал гонг — и на ринг вышла последняя пара.
Артем Яковлев — одиннадцатиклассник Гимназии № 3 — хочет утереть нос самому Илону Маску. Его напарник Михаил Демьянов — магистрант ММФ НГУ и преподаватель ЦМИТ КЮТ — придумывает механизмы и лабиринты для реалити-квестов и занимается со школьниками в ЦМИТе в Академгородке. Там у Артема материализовался его квадрокоптер, который он нам и продемонстрировал. А идея «Утереть нос Илону Маску» витает в воздухе!
Так в неформальной обстановке молодые исследователи рассказывали об актуальной современной науке, технических достижениях и результатах своих исследований — интересно, остроумно и доступно для нас, неподготовленной публики.
Кстати, немного о правилах ведения боя: требования к выступлению просты — не больше 10 минут на рассказ о собственных исследованиях. Уже в гардеробе мы узнали из разговоров ребят, бурно обсуждающих результаты боя, что попали на уникальный слэм: сегодня впервые состоялся формат парных выступлений «Школьник и взрослый», которые рассказывали об одном направлении исследований, но каждый — на своем этапе работы.
Итак, с результатом «95 децибел» выиграла команда Артема Яковлева и Михаила Демьянова.
Всех выступающих спонсоры и организаторы проекта одарили подарками, а победителям вручили огромные боксерские перчатки.
На этой приятной ноте завершилось наше путешествие в удивительный мир современной науки.
Добавить комментарий