Наша книжная полка, или итоги соцопроса
Народная пословица гласит: «Испокон века книга растит человека». И действительно, с глубокой древности книга сопровождает нас в течение всей жизни.
С самого детства родители читали нам сказки, пели песенки. Не понимая всего смысла, мы лежали в своей кроватке, улыбались, смеялись и радовались этим первым в нашей жизни произведениям. Моя бабушка читала мне русские народные сказки, которые учили отличать злого волка от хитрой лисы или трусливого зайчика. Одновременно в мою детскую жизнь пришли стихи Агнии Барто, литературные сказки, которые научили меня доброте и любви, взаимовыручке и ответственности «за тех, кого приручили».
Начинается школа, уроки чтения, происходит знакомство с новыми произведениями. Как важен этот период детства для каждого из нас! Идет активное познание мира, и книга играет огромную роль в создании ценностей и ориентиров. При проведении исследования меня, прежде всего, интересовало, что читают младшие школьники, чем наполнен их книжный мир. Ознакомившись со списком 10 лучших книг, составленным каждым ребенком в начальной школе, и проведя анализ данных, я выявила «Золотую коллекцию» книг. У первоклассников в неё вошли: «Русалочка», «Три поросенка» и «Кошкин дом», их любимыми героями оказались Русалочка, Незнайка и Бэмби. У второклассников первую позицию в списке книг занимает «Маленький принц» Экзюпери, а на вторую вторгается «Гарри Поттер» английской писательницы Дж. К. Роулинг, а затем следуют «Каникулы в Простоквашино» Э. Успенского. Среди любимых героев учеников 2-х классов оказались Незнайка, Русалочка, Карлсон, Вини-Пух. Ребята любят читать сказки и приключения, у 50% учеников любимым поэтом стал А.С. Пушкин. Настораживает тот факт, что вторую позицию в определении любимого жанра второклассники указывают ужасы.
Ученики 4-х классов, так же, как и я 10 лет назад, любят читать истории в Простоквашино Э. Успенского, сказки Андерсена, рассказы Драгунского, Гайдара, «Незнайку» Носова, «Робинзона Крузо» Даниэля Дефо.
Любимыми героями остаются кот Матроскин, Маугли, Винни-Пух, Дениска. Читают дети Есенина, Чуковского, но на первом месте – всеми любимый А.С. Пушкин. Выделяя любимые жанры, 60% четвероклассников указывают приключения, 20% – рассказы.
Анализ анкет учащихся 8 и 9-х классов показал, что им ближе такие герои, как Д’ Артаньян, Ася, Онегин, Хлестаков, Печорин и другие. Они читают более серьезные произведения А.П. Чехова, Н.В. Гоголя, А. Кристи, Шекспира, Карамзина, но первым в «Золотой коллекции» в одном из 8-ых классов оказался «Гарри Поттер», что говорит об изменении литературных вкусов. Любимый жанр восьмиклассников – юмор, фантастика и подростковые романы.
Современное поколение моих сверстников удивило меня достаточно серьёзным списком своей «золотой коллекции» книг, в которую вошло большинство произведений русской и зарубежной классики. Моим одноклассникам полюбились герои с совершенно разными характерами и судьбами, такими, как Тарас Бульба, Татьяна Ларина, Наташа Ростова.
По данным соцопроса, ученики 11 класса читают гораздо меньше, это в основном классика, фантастика и любовные романы. В список их любимых писателей вошли Булгаков, Толстой, Достоевский, Гюго и другие авторы.
Большой интерес у старшеклассников, учеников 10-11 классов, вызвало задание составить книжную полку своего будущего ребенка. К этому заданию они отнеслись очень ответственно, включив в список книг русские народные сказки, сказки Пушкина и других русских писателей, а также Андерсена. Десятиклассники считают необходимым для воспитания своих будущих детей чтение сказочных приключений Буратино, Белоснежки и семи гномов, Вини Пуха, Шарика и Матроскина из Простоквашино, Чебурашки и Гены.
Мне как старшекласснице было очень интересно познакомиться с книжной полкой учителей. Педагоги нашей школы предпочитают читать стихи Ахматовой, Есенина, Цветаевой, Лермонтова, и, конечно же, Пушкина. Любимые литературные герои есть не у всех, среди названных можно встретить: Чацкого, Тома Сойера, Джэн Эйр, Остапа Бендера. Взрослые люди смотрят на мир другими глазами, в отличие от школьников, читают о войне, судьбах людей в тяжелые времена, которые затрагивают душу.
«Любите ли вы читать?» – на такой вопрос отвечали все наши респонденты. Итоги анализа, на первый взгляд, утешают. Уровень интереса к чтению у учеников колеблется от 50% до 95% в разных классах. Проблема состоит в том, что читают наши ребята, как и все российские школьники. Хорошо, что в нашей школе пока Пушкин Александр Сергеевич занимает первую позицию как любимый поэт и писатель, но в некоторых классах немного уступают ему такие авторы, как Дж. К. Роулинг, Дж. Р. Р. Толкиен. Однако такие герои, как кот Леопольд, Винни-Пух, крокодил Гена и Маленький принц побеждают Гарри Поттера. Но что будет дальше? Этот вопрос заставляет нас задуматься, так же как и результаты жанровых предпочтений учеников школы.
Если в начальной школе ребята останавливают свой выбор на сказках, приключениях и рассказах детских писателей, то, начиная с 8 класса, доминируют фантастика, ужасы, мистика.
Добрая книга научит доброму, а глупая, малосодержательная, вредная и опасная для души книга способствует деградации личности. Проведённый мною анализ напомнил первые, самостоятельно прочитанные книжки, позволил мне погрузиться в мир детства, заставить задуматься о том, какие книги я бы хотела прочитать своим будущим детям. Я думаю, что об этом подумали и мои сверстники, принявшие участие в нашем соцопросе.
Хорошая, добрая книга – это ценность, поэтому её нужно беречь и хранить для будущих поколений. Огромное спасибо за это библиотекам, музеям и архивам, учителям, родителям!
Добавить комментарий