Маленькие сломанные судьбы
Почему сегодня так много беспризорных детей? Вдумайтесь: при живых родителях дети живут в детских домах и интернатах, скитаются по городам в поисках пропитания и приюта. Общество должно быть нетерпимо к таким моделям поведения детей и подростков, они абсолютно антигуманны. А ответ прост, он у каждого в сердце, все заключается в воспитании и безграничной любви. Мы знаем, что главным нашим союзником является крепкая семья. И только нравственное поведение взрослых, их личный пример влияют на формирование здорового внутреннего мира ребенка. Если же, волею судьбы, так получилось, что родителей нет рядом, то общество должно взять на себя ответственность за благополучие малыша. Правильный присмотр за ребенком не сводится только к контролю за его поведением, учебой, досугом. Это, в первую очередь, наличие внутренней духовной связи с ребенком, взаимопонимание и поддержка его в любой ситуации. Высшая мудрость взрослых заключается в том, чтобы рядом пройти весь путь взросления маленьких людей, не торопя его, не мешая познавать истины, но и не давая сбиться в неизвестном направлении.
Защита прав ребенка в современной России относится к числу актуальных проблем, порожденных явным неблагополучием в положении несовершеннолетних детей как в обществе, так и в семье. Конституция Российской Федерации гарантирует государственную поддержку семье, материнству и детству. В нашей стране провозглашаются основные права детей: на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и возможность получать образование, развиваться физически, умственно, нравственно и духовно в условиях безграничной свободы. Каждый ребенок должен своевременно получать помощь и быть защищенным от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации.
На мой взгляд, проблема бездомных детей, сирот является актуальной во все времена. При смене времен, политических, экономических и социальных формаций происходит отсутствие или недостаточный контроль за поведением детей и подростков со стороны родителей. Вопросы семейного и государственного обеспечения беспризорных детей остаются до конца неразрешенными и в наши дни. Страдания детей, потерявших родителей, лишенных заботы и ласки, во все века вызывали особую заботу государства, общества, церкви. Но на самом деле эта социальная проблема, присуща не только России, за рубежом она получила название «дети улицы».
Я полагаю, что тема детской беспризорности остается животрепещущей для нашего общества и поэтому находит широкое отражение в литературе. Современные школьники недостаточно знакомы как с данной проблемой, так и с литературными произведениями на эту тему. Граждане от рождения до восемнадцати лет не являются саморазвивающейся частью населения. Будучи самыми незащищенными членами социума, они всеми сторонами своего существования включены во все многообразие общественных структур и отношений. Молодое поколение формирует и обновляет человеческий род, становясь его частью. Эволюция общества без детей невозможна. От качественных и количественных характеристик детского населения зависит будущее нации и государства в целом.
Детская беспризорность – социальное явление, при котором происходит отрыв несовершеннолетних детей от семьи с утратой постоянного места жительства и занятий. Отличительными признаками беспризорности являются: полное прекращение связи с семьёй, родителями, родственниками; проживание в местах, не предназначенных для человеческого жилья; добывание средств существования способами, не признаваемыми в обществе, такими, как попрошайничество, воровство.
Я считаю, что существует несколько причин увеличения роста беспризорности в современном обществе:
– во-первых, это экономические кризисы, безработица, конфликтная обстановка в семьях, асоциальное поведение родителей, жестокое обращение с детьми. По данным Министерства внутренних дел Российской Федерации, все больше малолетних преступников оказываются детьми из весьма благополучных семей. Постоянно занятые работой родители перекладывают воспитание детей на совершенно чужих им людей. Любовь же свою родственники выражают чрезмерным количеством подарков. Дети сверхчувствительны, они понимают, что презенты – это откуп за невнимание, что они никому не нужны. Эти дети идут на преступления не ради куска хлеба, как делают их обездоленные ровесники, а из подсознательного чувства мести за невнимание;
– также детская беспризорность тесно связана с социальным сиротством: только за последние два года в четыре раза выросло число родителей, лишенных родительских прав;
– еще одной причиной безнадзорности является кризис семей: рост бедности, ухудшение условий жизнедеятельности и разрушение нравственных ценностей и воспитательного потенциала семей;
– неблагоприятное влияние на социализацию детей зачастую оказывают некоторые средства массовой информации, ведущие открытую и скрытую пропаганду вседозволенности, насилия, преступности. В детской и молодежной среде часто культивируются худшие образцы морали и культуры.
Безнадзорность молодого поколения – это комплексная социальная проблема. Дети, оказавшиеся по тем или иным причинам на улице, нуждаются в незамедлительной помощи психологов, врачей, социальных служб и, конечно же, близких людей и друзей.
Заинтересовавшись данной темой, я познакомилась с произведениями разных периодов истории, и время от времени множество насущных вопросов всплывают в моем сознании. Почему же писатели так интересуются обездоленными? Почему дети готовы читать бесчисленные истории о беспризорных детях? Что видится маленькому читателю, когда он держит в руках книги и знакомится с грустной историей своих сверстников?
Образ юного бродяги – совершенная проекция разнообразных чаяний и страхов, присущих ребенку, в котором отражаются тайные тревоги. Беспризорник в произведении – это тот, кто достигает дна, и вместе с тем способен подняться на самый верх, если оттуда ему протянут руку помощи. Вместе с героями юный читатель обретает веру в себя и учится противостоять жизненным невзгодам и надеяться на победу. Литературный персонаж – это зеркало, в котором ребенок может увидеть самого себя и начать вести с ним диалог. Замечательные писатели, чьи книги я проанализировала, так проницательно описывают искалеченные судьбы маленьких детей с большими глубокими, полными горести одинокими мечтательными истерзанными душами. Повесть «Дети подземелья» Владимира Коваленко, сказ «Серебряное копытце» Бажова, «Мальчик у Христа на елке» Федора Михайловича Достоевского, произведения «Ночевала тучка золотая» Анатолия Игнатьевича Приставкина, «Девочка из города» Любови Воронковой, «Сын полка» Валентина Катаева, «Одно чудо на всю жизнь» Екатерины Мурашовой, «Где нет зимы» Дины Сабитовой – это лишь малая часть книг русской литературы, в которых поднимаются очень важные социальные темы, заставляющие увидеть этот необъятный мир глазами незащищенного ребенка, позволяют изведать грани бедной тяжелой жизни неблагополучных семей. Беспризорность, нищета, сиротство, безнадзорность детей. Эти злободневные проблемы волнуют каждого гуманного человека, поскольку судьбы несовершеннолетних детей рушатся перед нами.
Искалеченное детство становится в изображении авторов неопровержимыми документами обвинения бесчеловечного общества. Одно пронзительное, роднящее эти книги чувство – острая боль за подрастающие судьбы. Что с ними будет, когда их накроет волна взрослой жизни? Выживут ли они? Сумеют ли сохранить в себе неподдельность детских мер правды и доброты? Неужели только изменой детским идеалам, только такой жестокой ценой человек может сохраниться, выжить в мире установленных закономерностей, которые придуманы взрослыми будто нарочно, чтобы убить детство?
Я думаю, что именно писатели обращают наше внимание на нравственные качества, которые появляются в детях после приобретения новых условий их жизни: любовь к Родине, самостоятельность в принятии решений. Возвратившись на путь добра, у маленьких героев появляется вера в себя, в человека, в светлое будущее, стремление заступиться за обиженных, спасти от боли и гнева всех, кого обижают. Несмотря на пережитую тяжелую жизнь, дети тянутся ко всему солнечному, радостному. Они способны бороться за свое счастье.
Добавить комментарий