Back to top

Лирик – о физике

Я гуманитарий. Живу в Академгородке, одним из основателей которого был Михаил Алексеевич Лаврентьев – великий учёный, математик, академик, доктор технических и физико-математических наук. Не только крупнейший специалист в области математической физики, но и прекрасный организатор, педагог и воспитатель молодёжи. В прошлом году во всех научных институтах нашего Академгородка прошли мероприятия, посвящённые стодвадцатилетию со дня рождения академика.

Так вышло, что в нашей семье трудовая деятельность моей мамы, бабушки и тёти не связана с гуманитарными науками, а связана с физикой. Они работают в Институте физики полупроводников имени А. В. Ржанова. В этом же институте работает замечательный молодой учёный – научный сотрудник лаборатории физико-технологических основ создания полупроводниковых приборов и преподаватель НГУ Дмитрий Витальевич Горшков.

Кроме научной работы в институте и преподавательской деятельности в университете, Дмитрий Витальевич организовывает экскурсии по институту для старшеклассников, проводит лекции на различных интернет-ресурсах, с удовольствием беседует с молодёжью на научные темы.

Мне посчастливилось пообщаться с Дмитрием Витальевичем и задать ему несколько вопросов. В беседе с ним я узнал, что такое полупроводники. Оказывается, это соединения металлов второй группы таблицы Менделеева (кадмий, ртуть) с элементами шестой группы (селен, теллур). Лаборатория, в которой работает Дмитрий Витальевич, занимается созданием фоточувствительных матриц для тепловизоров на основе таких полупроводниковых соединений.

– Дмитрий Витальевич, для чего используется тепловизор?

– Прежде всего, это инспекция теплоизоляции зданий. Для нашего холодного климата это очень актуально. Также тепловизоры используются при мониторинге лесных пожаров и для исследований космического пространства.

– Как этот прибор видит тепло?

– Основным элементом тепловизора является фотоприёмная матрица. В нашей лаборатории мы изготавливаем матрицы различных форматов. Самая маленькая матрица представляет собой 4 на 288 элементов, а самая большая – 2000 на 2000 фоточувствительных элементов. Размер одного такого элемента составляет около 10 микрон. Для сравнения, размер человеческого волоса составляет от 70 до 100 микрон.

Тепловизор – это устройство, которое измеряет тепловое изображение. Это как фотографии, которые мы делаем на телефон, только тепловизор видит изменение тепла, а не цвета. Тепло – это излучение, мы его не видим, но можем почувствовать, когда подносим руку к горячей чашке чая. Это всё инфракрасное излучение.

– А когда Вы решили стать физиком и почему именно физиком?

– Хороший вопрос. В одиннадцатом классе. Решил стать физиком, потому что у меня очень хорошо получалось решать задачи и мне это очень нравилось. Физика даёт возможность познавать мир. Кроме того, я хотел сделать открытие, которое помогло бы человечеству улучшить жизнь на Земле.

– Вы ощущаете, что мир стал лучше благодаря тому, что делаете Вы, институт, лаборатория?

– Становлюсь ли я счастливым от того, что я делаю? Давайте я отвечу так. Мне до сих пор нравится заниматься наукой и именно такой частью науки, как разгадывание загадок. Когда ведётся исследование, проводится эксперимент и получаем результаты, которые ещё не были зарегистрированы раньше, то появляется загадка. Все новые данные надо объяснить. Приходится искать разгадку. Процесс разгадывания загадок мне очень нравится. Когда находишь отгадку, то это, действительно, приносит удовольствие… Боюсь, что мир быстро не меняется, и мои исследования повлияют на мир хорошо если лет через пять. Внедрение технологий в жизнь происходит достаточно медленно.

– Вы являетесь преподавателем в Новосибирском государственном университете. Как меняются студенты, хотят ли они быть причастными к большой науке?

– Студенты изменились, их взгляды поменялись, стали более прагматичными и практичными. Раньше, когда мы учились, то больше думали о том, что можем сделать, чем будем заниматься, а сейчас студенты думают, сколько им будут платить. Есть и те, кто задумывается о том, что может сделать в науке. На группу из пятнадцати студентов таких приходится два-три человека.

Надо проводить просветительскую работу, рассказывать, какие были учёные, как поменялась жизнь после сделанных открытий, как эти открытия повлияли на будущее. Хорошо бы проводить экскурсии в музеи науки. К сожалению, в России нет музеев физики, но во многих странах мира есть такие музеи, куда приходят дети, и им показывают, например, как работает гидроэлектростанция, какие физические законы за этим стоят.

Я обязательно снова приду в этот замечательный институт, и Дмитрий Витальевич расскажет мне ещё много интересного. Благодаря таким людям, как он, думаю, у молодёжи будет больше желания идти в научную сферу, а это значит, что впереди будут новые открытия!

Фото: сеть интернет

Поставь лайк

up
Проголосовали 11 пользователей.
Автор: 

Добавить комментарий

Target Image