Ленинград и Новосибирск — связанные одной судьбой
Академик Д. Лихачев сказал очень верные слова: «Мы не знаем о себе самых простых вещей». Давайте же узнавать себя и познавать музыкальную культуру своего края, создаваемую многими поколениями живших на этой земле людей. (Б. А. Шиндин, музыковед, доктор искусствоведения, проректор НГК им. М.И. Глинки)
Когда началась Великая Отечественная война, в Сибирь были эвакуированы драматические театры, архивы музеев Л. Толстого и М. Горького, ценности Павловского дворца, экспонаты Третьяковской галереи. В Новосибирске оказалось большинство музыкальных учреждений, в том числе коллектив Ленинградской филармонии с дирижерами Е.А. Мравинским и К. Зандерлингом. Приехали композиторы В. Щербачев, М. Блантер, О. Фельцман, музыковеды М. Друзкин, К. Розеншильд, Е. Орлова и другие деятели культуры. В первую военную зиму здесь обосновался Георгий Свиридов, а в июле приехал тот, кого так долго ждали, — Дмитрий Дмитриевич Шостакович.
Для этого выдающегося композитора расставание с Ленинградом было очень болезненным, тоска по родному городу не оставляла его, поэтому Новосибирск стал для него как бы частью Ленинграда, его музыкальной культуры. «Далеко, в центре Сибири, я вдруг ощутил многое ленинградское, от чего тогда отвык и к чему меня так бесконечно тянет», — признавался Шостакович. С новосибирскими композиторами он делился опытом работы Куйбышевского отделения Союза советских композиторов, председателем которого успел побывать во время эвакуации. Дмитрия Дмитриевича повсюду ждали с трепетом, интересом, гордостью: стремились увидеть его, поговорить, показать музыку.
Не меньшее влияние оказал и лучший друг Шостаковича Иван Иванович Соллертинский, художественный руководитель Ленинградской филармонии. Это был необыкновенный человек: музыковед, литературовед, театровед и оратор, знавший более двадцати языков и свободно на них говоривший. Он прекрасно ориентировался практически во всех видах искусства, был необыкновенно эрудированным в области общественных наук, истории, философии, эстетики; знал наизусть громадное количество музыкальных произведений. Соллертинскому было достаточно пролистать самую сложную партитуру, чтобы в мельчайших подробностях её запомнить.
Именно благодаря Ивану Ивановичу уже через месяц после приезда Ленинградская филармония открыла свой первый новосибирский сезон. Всего за три года дано было 538 концертов, которые посетило около полумиллиона человек. Практически каждый из этих концертов сопровождался вступительным словом Соллертинского.
В Клубе имени Сталина (сейчас ДК им. Октябрьской революции), где проходили концерты, во время выступления Соллертинского были заняты все места, люди стояли в проходах, просили не закрывать дверей, чтобы те, кто не попал в зал, могли услышать этого уникального лектора. В выходные дни буквально весь город собирался на лекции Ивана Ивановича по истории литературы.
Слово Соллертинского звучало в любой аудитории: для студентов Театрального института – в помещении недостроенного оперного театра, для военных – в окружном доме Красной армии. Он также несколько раз выезжал на гастроли с оркестром Ленинградской филармонии в сибирские города, где выступал перед каждой программой. Для жителей Сибири Иван Иванович стал просветителем, приобщившим их к культуре и давшим начало становлению широкого круга сибирской интеллигенции. «Мы успели полюбить Сибирь, – говорил Соллертинский, – мы не чувствуем себя здесь случайными и равнодушными гостями. Мы пламенно хотим, чтобы Новосибирск стал одним из центров музыкальной культуры…»
Желание Соллертинского воплотилась в жизнь. В 1942 году было организовано новосибирское отделение Союза композиторов (в здании Союза сейчас работает известный дирижер, заслуженный работник культуры и искусства Новосибирской области Игорь Борисович Тюваев); 12 мая 1945 года, меньше чем через год после отъезда ленинградцев, в Новосибирске оперой М.И. Глинки «Иван Сусанин» был открыт театр оперы и балета (сейчас НОВАТ). 1 сентября 1956 года распахнула свои двери первая и единственная в Сибири консерватория, куда приехали работать талантливые музыканты, в том числе и из Ленинграда. Премьерой Десятой симфонии Шостаковича открыл свою творческую биографию Новосибирский академический симфонический оркестр с его знаменитым дирижёром Арнольдом Кацем, чье имя сейчас носит концертный зал Новосибирской государственной филармонии.
Даже недолгое пребывание деятелей искусства мирового уровня в Новосибирске, их неравнодушие имело огромное значение; можно сказать, именно тогда были заложены основы для дальнейшего мощного подъема музыкальной культуры: появления композиторских школ, яркой, новаторской деятельности музыкантов и исполнителей. Во второй половине XX века композиторами, представителями национальных сибирских школ, было написано около 50 опер, 40 балетов, около 150 сочинений для симфонического оркестра. Скрипачи Максим Венгеров, Вадим Репин и Антон Бараховский, пианисты Геннадий Пыстин, Дмитрий Карпов, Лев Терсков, композиторы Андрей Молчанов и Юрий Юкечев, саксофонист, основатель и руководитель первого в Сибири биг-бэнда Владимир Толкачёв — эти и многие другие талантливые новосибирцы смогли реализовать себя в музыке и сегодня выступают на главных сценах мира.
Сейчас Новосибирск — культурная столица Сибири, место, куда приезжают известные дирижеры, певцы, где гастролируют лучшие театры России, встречаются и делятся своим мастерством лучшие музыканты планеты, проводятся мероприятия мирового уровня. Например, Транссибирский Арт-Фестиваль, в этом году приуроченный к 80-летию Новосибирской области, уже пятый год знакомит сибиряков с превосходными артистами, наилучшими традициями и уникальными достижениями в области различных видов искусства. Особенность этого фестиваля — участие звезд мировой сцены, которые каждый год дарят нам праздник музыкальной феерии, крупнейший в культурной жизни Сибири.
Всё это является показателем уровня города и его жителей, с удовольствием приобщающихся к лучшим образцам классического и современного искусства. О сибирском неравнодушии и трепетном отношении к искусству можно судить по полным залам практически на каждом из мероприятий, проходящих в городе. Вдохновленные откликом сибирских слушателей, всегда будут приезжать в Новосибирск знаменитые музыканты, и их творчество всегда будет востребовано. Это — безусловное подтверждение продолжения традиций тех далеких времён, когда ленинградцы приехали в Новосибирск и в молодом городе с ещё не сформировавшимися культурными традициями в сложнейший период истории страны зажгли свет музыкальной культуры, который продолжает ярко гореть.
Добавить комментарий