Back to top

Куда пропала мотивация?

За одиннадцать лет учебы я в своих сочинениях подняла столько актуальных, неактуальных и глупых вопросов, что вопросы кончились. Про егэ спрашивать не надо, к нему надо готовиться.

В итоге ничего бы написано не было, если бы не мой младший брат, который позвонил и заявил, что на урок истории сегодня не пойдет. Видимо ребенок в шестом классе является кандидатом историческим наук – пора жениться. На самом деле все намного проще: игры в компьютер не терпят ожидания. Подождет только мать, которая всеми силами пытается заставить свое чадо учиться. Хотя знаете, это уже слишком – посвящать целое сочинение моему брату.

Эта ситуация натолкнула меня на совершенно нерадостные размышления. Ученик в шестом классе готов не есть и не пить, лишь бы никто не мешал увлекательному времяпровождению с любимой игрушкой. Не он один такой, но и его одноклассники-коллеги по играм.

С другой стороны, вспомним обучение моих родителей в школе СССР. Оба были какими-то невероятно активными, а в сутках у них было часов по 40 точно. Моя мама в своей деревне умудрялась отлично учиться, каждый день бегать на лыжные тренировки, делать все уроки, а в оставшееся время привлекать одноклассников с интеллигентно топорщащимися в разные стороны ушами к познавательной деятельности. (К сожалению, ни воинственно настроенные уши, ни спортивная подготовка не помогли-таки получить заветную медальку.) Но такой была не одна она, а многие советские школьники.

Что изменилось: школа или дети бракованные? Я понимаю, что «ужасная, суровая каторга без гдз» заставляла активизировать мозг или смекалку (пришел пораньше, успел списать у соседки по парте быстрее всех). Сейчас у школьников отсутствует мотивация к учебе. Я не знаю, как и где, опять-таки мой злополучный младший братик оставил всякое стремление читать книжки, но, если вы нашли его, – верните. На все мои вопросы малолетнее дарование гордо заявляет, что настоящим программистам нужен английский и информатика с математикой. Как вы увидели, русский язык в этот список «успешного человека» не пролазит никоим образом в компании с биологией и историей. Это и понятно, если пишет брат сносно и даже учительница что-то там про талант говорит, разговорная речь сводится к каким-то неустановленным междометиям, активно сдобренными «ну это типа, в смысле».

Мне грустно от того, что образ педагога больше не является таким престижным в глазах людей. Педагог в советской школе – это образ с высоким социальным статусом. Учителей уважали и относились к их профессии как к ценному и общественно значимому труду. О школе снимали фильмы, слагали песни, представляя в них педагогов интеллигентными, честными и высоконравственными людьми, на которых нужно равняться. Но в настоящее время установка на материальные ценности, которые стали достижимыми, сделали профессию педагога малоприбыльной и непрестижной, что повлекло за собой нивелирование истинной ценности школьных отметок. Ужасно, что в учителя, в большинстве своем, идут молодые люди, не поступившие в другие учебные заведения; те же, кто целенаправленно становятся учителями, сталкиваются не с обучением школьников, а с огромным количеством бумаг неопределённого образца.

А еще мне не совсем понятно, почему для успешной сдачи егэ школьники ходят к миллиону репетиторов, покупают миллион пособий и читают привороты у гадалки, хотя в Советском Союзе достаточно было делать домашнее задание и слушать учителя на уроках. Жаль это признавать, но наличие огромного количества ресурсов для впитывания информации расслабили нас, детей. Меня тоже, но я с этим пытаюсь бороться. Разница в возрасте у меня с братом пять лет, но между нами какая-то огромная социокультурная пропасть, может, я просто старею.

Сейчас мы думаем над тем, что ужесточение экзаменов может улучшить обучение. Никоим образом. В результате у сложного егэ есть только два пути: либо мы должны снизить планку, чтобы практически все смогли получить аттестат, либо экзамен просто превратится в фикцию. Получается, что мы опять возвращаемся к концепции всеобщего образования: чтобы исключительно все смогли получить среднее образование. А так ли уж оно необходимо для всех? А все ли могут усвоить этот объем знаний?

Тренд на всеобщее высшее образование привел к тому, что все ломятся в вузы, хотя мало представляют, чем там будут заниматься, но «это же престижно». Да нужно смотреть правде в глаза: стране не нужно столько юристов и экономистов с высшим образованием. Так же, как некоторым людям не нужны знания, – нужна заветная корочка. Формально Московский государственный и Урюпинский сталелитейный университеты дают одни и те же права: и тот и другой предоставляют корочки о высшем образовании. Но реально на некоторые работы одного выпускника возьмут, а другого – нет.

Я перечитала свое сочинение: начинала с того, что не буду рассуждать про ЕГЭ, заканчиваю рассуждением про егэ. Сейчас я бы все переписала, конечно, но вы догадываетесь, почему делать я этого не будут. Готовимся к егэ.

(Я считаю нужным отметить, что в моем эссе слово егэ написано с маленькой буквы не случайно: мама говорит, что экзамен – это не конец света, а раз так, то пусть пишется с маленькой буквы хотя бы в моей работе и не бросается в глаза).

Поставь лайк

up
Проголосовали 30 пользователей.
Автор: 

Добавить комментарий

Target Image