Back to top

Когда театр становится жизнью…

29 декабря 2014 года – 74 года со дня рождения заслуженной артистки России Крупницкой Людмилы Ивановны (1940, с. Северное Новосибирской обл.). Актриса Новосибирского областного театра кукол в 1960-2005 гг. Выпускница Новосибирского театрального училища (1967). Сыграла около 150 разноплановых ролей: Димка в спектакле «Р.В.С.» (первая роль), Принц и Мачеха в «Золушке», Лиса Алиса и Черепаха Тортилла («Приключения Буратино»), Генеральская дочь («Царевна-лягушка»), Страусиха («Слоненок»), Курица («Кошкин дом»), Няня («Аленький цветочек») и др.

Педагогическое кредо: «Быстро или медленно будет плыть наш корабль, но остановиться он не может, потому что его двигатель – искусство…»

В жизни  каждой женщины много прекрасного, даже если оно и незаметно на первый взгляд. Ведь у каждой свое понятие прекрасного, свои критерии. И счастье у каждой свое. Многие женщины находят свое счастье в семейной жизни, а многие не могут обойтись без работы. А есть немало женщин, для которых  истинное счастье – семья и работа.

Наша собеседница относится именно к такой категории женщин – вся жизнь посвящена семейному очагу и любимой работе. И это не просто женщина, а женщина выдающаяся, интересная, творческая. И жизнь ее – яркий фейерверк событий, сияющий разноцветными красками. Ее жизнь – театр. Кукольный театр.

Людмила Ивановна Крупницкая. Актриса Новосибирского областного театра кукол, член деятелей России, заслуженная артистка России. За годы работы в театре кукол Людмила Ивановна добилась значительных успехов в создании художественных образов, заняв ведущее положение в труппе. Ей присущи ярко выраженный актерский темперамент, хорошая фантазия, способность глубоко проникать в характер создаваемых образов, высокая техника кукловождения. Актрисе одинаково хорошо удаются роли героические, характерные и острохарактерные, при этом ею используются подчас самые неожиданные пластические и речевые решения. Взяла на вооружение формулу выдающегося кукольника мира С.В. Образцова: «играть только то, что не может быть сыграно на сцене драматического театра».

Крупницкая много времени уделяет пропаганде искусства театра кукол, проводя творческие встречи со зрителями, создавая новые концертные номера.

– Мы попросили Людмилу Ивановну рассказать о своей замечательной работе

– С годами все уверенней чувствуешь кукол. Когда нынешние студенты приходят в театр, они знают, как у куклы поворачивается голова или с помощью какого механизма работают глаза. Но это только технические навыки. А где энергия, флюиды, которые заставляют куклу жить? Только с опытом приходит навык. Драматический актер проживает жизнь своего героя на сцене, а актер кукольного театра должен показать живую куклу. Вот Петрушка. Если он веселый, у него и настроение хорошее, и походка другая. А расстроен – то, как человек, двигается иначе. И руки у него повисли, как плети, голова опущена.

Люблю все свои роли без исключения. Но не хочу кривить душой, бывают и ошибки.

Иногда я не удовлетворена тем, как сыграла. Что-то может не нравиться режиссеру. Порой кукла сопротивляется, а актеру кукольного театра необходимо чувствовать ее возможности.

После ухода из областного театра стала работать в школе № 90. Школа очень театральная, и мы с коллегой – Галиной Николаевной Сидоровой, профессионалом, влюбленным в свое дело, открыли театральную студию «Диалог». За наш первый спектакль – «Скоромохи и Петрушка», нам присудили первое место по всем номинациям на городском конкурсе самодеятельных театров. А объединенная театральная студия «Диалог» занесена в «Золотую книгу города». Потом было еще много творческих побед… И этот год – не исключение.

– А что такое кукольный театр, где его истоки?

– Театр кукол – вид театральных представлений, в которых действуют куклы (объёмные и плоские), приводимые в движение актёрами-кукловодами, чаще всего скрытыми от зрителей ширмой. Многие формы представлений определяются различием видов кукол, систем их управления: марионетки (куклы на нитках), так называемые верховые куклы (перчаточные), тростевые куклы, механические и др. Куклы бывают размером от нескольких сантиметров до двойного человеческого роста. Различие форм и характера представлений обусловливается чаще всего национальной традицией, спецификой постановочно-драматургических задач, взаимосвязью с др. видами искусства (графикой, народной игрушкой, скульптурой, театром масок, кино). Истоки кукольного театра – в языческих обрядах, играх с овеществленными символами богов, олицетворявших непознанные силы природы. Исторически он связан с развитием древнейших форм сценической культуры. Как правило, этот театр отличался традиционностью сюжетов, приёмов исполнения, наличием постоянных героев. Представления театра кукол в большинстве стран складывались из религиозно-мистериальных зрелищ. С 11 в. в церквах и монастырях устраивались представления, в которых куклы использовались как средство инсценировки евангельских сцен, главным персонажем их стала дева Мария. Название Марион (Marion, Marionett) осталось в романо-германских языках как обозначение вообще театральной куклы, в славянских языках – куклы на нитках. Представления театральных кукол всё более насыщались злободневным, «земным» содержанием, что вызывало преследования со стороны средневековой церкви. Изгнанный из внутренних помещений церкви на паперть, театр обосновался затем на площадях и ярмарках, подвергаясь преследованиям инквизиции.

Преимущество кукольных театров в том, что, как правило, все они основаны на известных и любимых детьми сказках. Все мы знаем, что без сказок невозможно полноценное развитие ребенка. Сказка затрагивает самые глубинные пласты психики человека и открывает основополагающие человеческие ценности. Очевидно благотворное влияние сказки даже на психику взрослого человека. Для ребенка же сказка – это возможность научиться думать, оценивать поступки героев, усвоить этические нормы, развить память и речь. Ритмичный, простой и певучий язык сказок, полный повторов и устойчивых оборотов («жили-были», «жить поживать да добра наживать», «зайчик-побегайчик», «лисичка-сестричка», «бил-бил, не разбил»), значительно облегчает понимание сказок и тренирует речевой аппарат ребенка при произнесении сказки вслух.

 «У нас любят говорить, что театр начинается с детства. Видимо, и заканчивается он тоже тогда же: трудно себе представить, что человек, не побывавший в театре в раннем возрасте, полюбит его, став взрослым. Одним словом, пора начинать воспитывать будущих театралов.

– Ребёнок без этой краски – кукольный театр – лишается очень важной части детства. Я сам ходил в детстве в кукольный театр и до сих пор помню свои первые яркие впечатления. Маленькие дети не мыслят жизни без игрушки, а здесь, в театре, их любимые игрушечные герои начинают жить, происходит волшебство оживления, одухотворение материи. И все мы немного становимся творцами». Александр Эльмусов, директор Городского театра кукол

Депутат городского Совета Александр Николаевич Люлько не раз присутствовал на спектаклях Людмилы Ивановны. Всегда искренне радуется, когда бывает  на выступлениях школьных театральных студий: «От таких коллективов есть несомненная польза, – считает Александр Николаевич. – Тот, кто соприкоснулся с искусством театра, будет любить его всю жизнь и передаст свою любовь близким. Хорошо, что находятся замечательные руководители-энтузиасты, готовые дарить детям своё время и душу.

Для многих школьных актёров увлечение не станет профессией, но, безусловно, сделает незабываемыми годы учебы. Надеюсь, что ваши новые спектакли и композиции порадуют ветеранов в дни юбилеев заслуженных людей округа, и конечно же, в праздники».

– А ведь театр – это и есть праздник. Праздник радостного сотворчества актеров и зрителей – маленьких и больших. И волшебство театра не умирает никогда. В том, что актер никогда не почувствует свой возраст, если он в своей профессии и у него есть зрители.

Поставь лайк

up
Проголосовали 13 пользователей.
Автор: 

Добавить комментарий

Target Image