Исповедь олимпиадника
Слово «исповедь» звучит в данном контексте слегка странно – мы всегда ассоциируем его с чем-то тайным, сокровенным. Исповедь обычно проходит в церкви, и кающийся человек рассказывает своему духовному наставнику обо всех своих проблемах и прегрешениях. Тогда отчего оно здесь? Только потому, что я тоже буду сейчас делиться теми эмоциями, переживаниями и мыслями, о которых практически никто не знает, но, вероятно, кто-то догадывается…
На часах – три утра, ты сидишь в практически полной темноте, только холодный свет от экрана ноутбука проливается на лежащие рядом заметки и записи и слегка обжигает глаза, а ты не спишь, повторяешь морфологию и языкознание, потому что завтра – олимпиада по русскому языку. Каникулы, все зовут тебя гулять, ехать в гости к родственникам, но ты даешь себе слово готовиться, ни на что не отвлекаясь (и так половина выходных прошла впустую!), но потом все же соглашаешься, и в итоге – промах, осечка, всё, нет результата, которого так ждали, и, разумеется, ты обвиняешь в этом себя и свою легкомысленность. Знакомая история? Для меня и для многих других, кто сделал олимпиады частью своей жизни – ДА. Но все это прикрыто занавесом, и учителя, снова и снова предлагающие (или настаивающие) участвовать в новых инициативах, конкурсах, вспоминающие вдруг, что у тебя не хватает отметок по предметам и что скоро экзамены, не видят всего этого.
Кажется, нет ничего плохого в том, чтобы пробовать себя везде, честь школы же защищаешь и баллы к поступлению зарабатываешь – чем не радость? Вот только после года такого активного участия и повсеместного успеха окружающим почему-то начинает казаться, что так будет всегда, они мысленно провели для тебя планку – ты здесь, и ниже не вздумай опускаться. И тогда ты стараешься и очень хочешь жить, не снижая ее. Ты горишь за каждый результат, хочешь быть везде, всем помочь и всем угодить, со всеми поработать, считаешь наградой то, что тебе предоставили такие шансы! А что будет, когда выгоришь?
Месяц олимпиад прошел, ты разбитый и уставший, потому что много работал, а почти нигде не преуспел, а там, где всё же что-то получилось, работа еще только началась – ты же теперь победитель. Но ты сам уже ничего не хочешь, тебе бы не лезть в новые проекты, куда принимают теперь с распростёртыми объятиями, а отдохнуть, поспать немного, проанализировать ошибки и решить – хватит с меня, в следующем году все ненужные олимпиады встречаю решительным отказом! Но чувство долга, благодарности и собственного достоинства говорит «нет», и через год история повторится снова. Только не стоит забывать, что ты не в олимпиадной школе учишься, а в обычной, и что уроки, защита проектов и внеклассная жизнь уже машут рукой из-за горизонта: «Что-то ты нас забросил, возвращайся!» А если это все наваливается на тебя одновременно, как мартовский снег с крыши, тяжелый, подпитанный водой, в три раза больше, чем в январе? Так обычно и случается в жизни, но олимпиадники «со стажем» уже научились справляться с этим и могут отбрасывать в сторону остальные предметы ради одного-единственного, заветного… И часто непрофильного: ученики инженерных классов выигрывают литературу, математических – историю, айти – экологию. И вроде ты победитель, тебя благодарить должны, радоваться вместе с тобой, а получается наоборот – тебе говорят, что ты не тот класс выбрал и впустую тратишь время – или здесь или там…
Выбор. Вот ключевое слово для любого, кто решил всерьез заняться олимпиадами. В нем, в этих пяти буквах ключ ко всему, к решению большинства проблем, к правильной расстановке приоритетов и распределению сил, а как следствие – к лучшим результатам. Выбор. Его так сложно сделать, когда вокруг столько возможностей. Тебя везде зовут, давай, участвуй, но это «с легкой руки» данное согласие оказывается приговором, который ты подписал собственной кровью. Но как бы трудно не было, выбор делать необходимо, тогда и только тогда после месяца олимпиад ты сможешь остаться счастливым и удовлетворенным своими достижениями, сохранить рассудок и здоровье. Возможность и обязательность выбора должны принять и учителя – ваши «звездочки» могут сгореть, если заставить их сиять на небосводе каждого предмета, они ведь ко всему подходят ответственно и хотят хорошо подготовиться, а в итоге не хватают звезд нигде, потому что горизонты слишком широки.
Научилась бы я делать выбор чуть раньше, не писала бы эту исповедь. Но все же она – не просто поток слов, расплескавшихся на этот лист абзацами-лужицами моих слез радости и отчаяния. Она должна быть прочитана всеми и каждым, кто хочет понять тех, кого мы называем одарёнными детьми, кого называем «гордость школы», понять, что стоит за этой гордостью, и кто вообще вправе гордиться. Так что я очень рада, что она вот такой получилась, моя статья – немного о жизни, немного о важном, немного о вечном…
Добавить комментарий