Back to top

Имя из прошлого: в поисках справедливости!

Одно страшное событие, типичное для тех лет, изменило все. В 1937 г. было объявлено, что на стройке Дома науки и культуры находится «группа вредителей», которая «специально не выполнила поставленную партией задачу» открыть театр к 20-ой годовщине Октября. Четырнадцать специалистов стройки были заклеймены как «враги народа».

Если вы от кого-то услышите: «Пойдем в театр!», то невольно подумаете о Театре оперы и балета. Так уж повелось. И это не потому, что в Новосибирске больше некуда пойти, а потому что это культурное достояние, которым сейчас так гордится наш город. А если вас спросить: «Как изначально назывался Новосибирский оперный театр?» или «Кто возглавлял его строительство и возводил огромный "пантеоновский" купол, прославивший наш город на всю Сибирь?», то с легкостью ли вы ответите? Пожалуй, дорогие читатели, я не удивлюсь, если ответ на первый вопрос вам известен. Его начали строить в 1931 году как Дом науки и культуры. К этому проекту проявляли необычайный интерес, ведь сооружение обещало быть гигантским по размерам и уникальным не только для «сибирской глуши», но и для столицы. Есть версия, что его даже хотели использовать как цирк.

Но этот архитектурный шедевр не был бы построен и не стал бы величественной и, пожалуй, самой узнаваемой достопримечательностью Новосибирска, если бы не Сергей Александрович Полыгалин – удивительно умный и талантливый человек. Сергей Александрович возвел целый ряд прекрасных зданий в нашем городе. Начиная с 1927 года, Полыгалин участвует в строительстве «Доходного дома» (позднее гостиница «Центральная»), руководит работой по сооружению поликлиники №1, по возведению жилого «дома артистов» (ул. Романова, 56), типографии «Советская Сибирь», а также занимается строительством «Делового Дома», реконструкцией театра «Красный факел» и воплощением в жизнь ряда других замыслов. Но, конечно, главная его заслуга состоит в сооружении самого купола Дома науки и культуры, который в будущем стал визитной карточкой Новосибирска.

Его биография сама по себе интересна. Сергей Полыгалин родился 6 ноября 1899 года в Нижегородской губернии. В 1911 году он с отличием закончил приходское начальное, а затем, в 1917 году, реальное училище в Елабуге, после чего юноша смело выбрал Томский технологический институт, сделав решительный и бесповоротный шаг к профессии инженера. Как говорил великий композитор Людвиг ван Бетховен, «для человека с талантом и любовью к труду не существует преград». В 20-х годах, когда Полыгалин после окончания института приехал в Новониколаевск, началась его бурная и творческая деятельность.

Именно в нашем быстро развивающемся городе, который А. Луначарский в начале XX века назвал «Сибирским Чикаго», раскрылся архитекторский талант и начался карьерный рост молодого инженера-строителя. В 1931 «Комсод»[1] командировал Сергея Александровича в Москву по вопросам проектирования Дома науки и культуры. В тот момент он показал свои редкостные и незаурядные способности в инженерном искусстве. В том же году исключительный талант Полыгалина был направлен только на этот важный объект: по решению Комсода Полыгалин отстраняется от всех остальных работ.

Главным достижением С.А. Полыгалина стал серебристый купол Оперного театра. По тем временам это было сложнейшее архитектурное сооружение, и возводить его согласился лишь Сергей Александрович, несмотря на то, что все этапы работы были очень рискованными. Любая неудача могла в те времена грозить «расстрельной» статьей. Но работы над хрупким куполом «Сибирского колизея» продолжались в соответствии с проектами архитекторов А.З. Гринберга, Т. Я. Бардта и профессора М.И. Курилко. Удивительно, что купол диаметром 60 метров имеет толщину всего 8 см. Если этот купол мысленно сократить до размеров куриного яйца, то он окажется тоньше яичной скорлупы! Этого инженера мы вправе назвать самоотверженным ученым, который не боялся риска и нововведений. Ему также принадлежит смелая идея разбрызгивать бетон на опалубку[2] тонким слоем из специального пистолета. После этого немаловажной проблемой было снятие опалубки, которую держали 29 сегментных ферм, стоящих на деревянных ящиках с песком. Когда по предложению Полыгалина команда рабочих стала вытаскивать пробки, то песок начинал постепенно высыпаться, и опалубка опускалась. Здесь проявилось настоящее творчество и тонко проделанная работа, которую многие оценили как новое достижение.

Явная несправедливость бросается в глаза. Как написано в приказе президиума Запсибкрайисполкома, конструкция театра изначально «была сложной, новой, колоссальной по размерам». При этом ответственность полностью возлагалась лично на Сергея Полыгалина. Любовь к инженерии, надежды на будущее, готовность к смертельному риску двигали молодым, но уже опытными по-своему гениальным мастером.

Страшное событие, типичное для тех лет, изменило все. В 1937 г. было объявлено, что на стройке находится «группа вредителей», которая «специально не выполнила поставленную партией задачу» открыть театр к 20-ой годовщине Октября. Четырнадцать специалистов стройки были заклеймены как «враги народа». 15 декабря 1937 года Полыгалин был арестован по сфабрикованному обвинению «за развал руководства и запущенность финансового дела». В тот момент у Полыгалина и его жены подрастали две маленькие дочери: Ирина и Мария. Всё, что знала семья о нем, так это то, что он осужден к «20 годам заключения без права переписки». Они даже не подозревали, что его расстреляли через несколько дней после ареста. Двадцать долгих лет родные, находясь в полном неведении, пытались узнать о местонахождении и состоянии здоровья Сергея Полыгалина. Лишь 19 октября 1956 года дело Полыгалина было пересмотрено, и он был полностью реабилитирован за отсутствием состава преступления. Но время уже нельзя было повернуть вспять. Можно сотни раз пересматривать приказы, но человека оживить этим невозможно. В семейных архивах хранятся два свидетельства о его смерти: одно 1946 года, которое было полностью сфабриковано органами, а другое – настоящее, с датой смерти и местом захоронения. А семья ждала его возвращения всю жизнь…

Неужели при виде памятников – гигантов культуры – мы не задаемся вопросом об их истории, об их создателях? Порой мы, проживая наш наполненный трудами, развлечениями или размышлениями день, не осознаем, что все сооружения, оставленные нам – это момент истории, которая непрерывно движется вместе с нами.

В этой стране, в этом городе стоит великий Театр. Это памятник С. А. Полыгалину, человеку, который вложил свое мастерство и талант в его рождение, который жил по принципу «A potentia ad actum», то есть «от возможного к действительному». Это памятник всем инженерам и архитекторам, отработавшим на его строительстве тысячи часов и заслужившим нашу память и уважение. Сейчас Оперный театр, безусловно, считается одним из лучших произведений отечественного зодчества конца 30-х годов и лучшим зданием Новосибирска.

Сергей Полыгалин не отмечен на памятной доске театра. О нем нет упоминания в Википедии. Его фамилия отсутствует во многих справочниках и словарях. И это самое страшное, что может быть для любого творца, мастера своего дела – быть преданным забвению. Сергей Полыгалин – символ стойкости, честного отношения к своей работе. Его безумные по тем временам задумки вызвали интерес не только руководства СССР, но и Запада. В 1937 г. макет и проект театра был удостоен высшей награды «Гран-при» в Париже. А в 1938 г. его демонстрировали на Всесоюзной строительной выставке в Москве.

Историю мы пишем сами. Но все зависит от качества чернил и нажима пера. Кто-то пишет историю «с нажимом», превращая ее в месиво из войн, катастрофических событий и страданий всех народов. А у кого-то рука мирно летит по листку времени, оставляя на нем новые открытия, великие достижения, прекрасные творения человечества, память о людях, создавших все это. Такие люди и творят историю. И один из них – Сергей Александрович Полыгалин, главный инженер и руководитель строительства Дома науки и культуры, ставшего уникальным зданием Новосибирска  – всемирно известным Театром оперы и балета.


[1]«Комсод» - Комитет Содействия, который занимался разработкой программы строительства Дома Науки и Культуры

[2]Опалубка - это вспомогательная конструкция из дерева либо другого материала, которая придает конструкциям из бетона или железобетона определенную форму, размеры, структуру поверхности и др.

Поставь лайк

up
Проголосовали 13 пользователей.
Автор: 

Добавить комментарий

Target Image