Back to top

Их имена на карте Новосибирска

Зимний вечер. По широкой оживлённой улице несутся машины. Ярко горят фонари, сверкает разноцветная реклама. Шумный водоворот городской жизни норовит затянуть всё и всех. Вот пёстрый поток горожан ныряет в вестибюль метро «Золотая нива», а вот шумная компания смеющихся школьников толпится на остановке… Взгляд падает на табличку, закреплённую на углу девятиэтажного дома, – улица Кошурникова.

1942 год.

«…От Советского информбюро: сегодня, 10 сентября 1942 года, наши войска продолжали сдерживать атаки фашистских оккупантов на подступах к Сталинграду…». Александр Михайлович Кошурников слушал голос Левитана, доносившийся из уличного репродуктора. Вокруг на площади были только женщины и старики. В тыловом Новосибирске почти не осталось мужчин – все ушли на фронт. Александр Михайлович двинулся дальше. Его, опытного инженера-изыскателя, срочно вызвали на работу в Сибтранспроект.  

Дубовая дверь отварилась, и Кошурников оказался в просторном кабинете директора института.

«…Товарищи! Положение на фронтах очень тяжелое. Враг рвется к Волге…», – голос директора дрогнул. Он опустил красные от постоянного недосыпа глаза. «Наша задача – в кратчайшие сроки разведать трассу для новой железной дороги Абакан – Тайшет. Положение в институте вы знаете… Многие специалисты ушли на фронт… Людей нет… Продовольствия мало, техники мало… Сроки поджимают. Идти в экспедицию в тайгу, в горы накануне зимы – опасно… Но не опаснее, чем на фронте. Поэтому на вас, товарищи Кошурников, Стофато и Журавлев ложится эта ответственная задача. Считайте это боевым приказом!»

Идею проложить дорогу через Саянские хребты, чтобы соединить богатую лесом Восточную Сибирь с большой территорией месторождений угля Кузбасса, инженеры вынашивали еще в середине XIX века. Но из-за сложного рельефа местности и большого перепада высот построить не смогли. Перед войной начались поиски наилучших вариантов трассы через Саяны. А в 1942 году принято решение продолжить изыскания.

 Главным инженером проекта, начальником изыскательской экспедиции был назначен Александр Михайлович Кошурников.

В переполненном вагоне поезда, идущего до Нижнеудинска, Александр Кошурников, Константин Стофато и Алексей Журавлев склонились над картой своей будущей экспедиции. «…Самый короткий, самый дешёвый вариант дороги – вдоль речки Казыр!» – Александр Михайлович рисовал на карте маршрут поиска. «Если найти ещё узкое место в горном хребте для тоннеля, то можно сэкономить миллионы рублей!» Из Нижнеудинска до села Покровское изыскатели долетели на «кукурузнике», дальше на оленях, пешком по тайге. Затем пересели на плот и вниз по стремительному Казыру. Быстро наступили холода. Плот на перекатах ломало, люди падали в воду, скудная одежда то промокала насквозь, то подгорала у костра.

«Ой, мороз-мороз, не морозь меня, моего коня…», – старый рыбак Иннокентий Степанов вытаскивал из воды бурного Казыра снасти. Начало октября 1943 года. Яркие краски сибирской осени поблекли, тайга засыпала… Степанов уже собирался развернуть свою лодку назад, домой, как увидел недалеко от берега кучу тряпья. Откуда она в тайге? Подойдя поближе, старый рыбак увидел останки человека… В разодранном зверьем и птицами рюкзаке нашел документы: «Кошурников Александр Михайлович, изыскатель». Рядом, в воде, виднелись размокшие листы бумаги. Рыбак собрал 35 листочков. Это был написанный карандашом дневник, в котором описывается долина Казыра, геологическое строение местности, а также будни членов экспедиции. Дневниковые записи свидетельствуют о том, как скромно была снабжена экспедиция, ведь шли годы войны. Вот последняя запись:

«3 ноября Вторник. Пишу вероятно последний раз. Замерзаю. Вчера 2/XI произошла катастрофа. Погибли Костя и Алёша. Плот задёрнуло под лёд, и Костя сразу ушёл вместе с плотом. Алёша выскочил на лёд и полз метров 25 по льду с водой. К берегу пробиться помог я ему, но на берег вытащить не мог, так он и закоченел наполовину в воде. Я иду пешком. Очень тяжело. Голодный, мокрый, без огня и без пищи. Вероятно, сегодня замёрзну».

  

Тяжело читать эти строки, понимая, что пишет их умирающий человек. И какое мужество, и душевную стойкость надо иметь, чтобы их написать. Не поддаться панике, а написать спокойно, чётко, разборчиво.

Годы спустя изыскания были продолжены учеником Кошурникова – Евгением Алексеевым.

В 1965 году строительство магистрали завершено. Сейчас её называют «Трассой мужества». Сотни строителей получили награды. Не забыла страна и подвиг тех, кто отдал свою жизнь не на фронте, кто сумел стать героем в тылу. Ведь подвиг – это проявление мужества и героизма не только перед лицом врага. Подвиг – это отдать все свои силы, всё, на что ты способен, и даже жизнь ради какой-то большой, очень важной для тебя цели или для счастья других людей.

12 апреля 1966 г. сотрудники Сибтранспроекта были посмертно награждены: А.М. Кошурников – орденом Ленина, К.А. Стофато и А.Д. Журавлев – орденами Трудового Красного Знамени.

Память об этих отважных людях увековечена в названиях Новосибирских улиц. Их именем назван один из хребтов Саянских гор и три станции железной дороги Абакан-Тайшет.

Я рассказал лишь о трёх наших земляках. Да, они погибли не на фронте с оружием в руках, но их подвиг не менее значителен. Они погибли во имя Великой Победы.

Об этих героях узнала вся страна. Их мужество послужило примером для многих. Но сколько других героев, в том числе моих сверстников, осталось неизвестными. В Новосибирск спешно эвакуированы десятки заводов. Они начинали работать под открытым небом. Всё для фронта, всё для победы! У станков, на ящиках – мальчишки десяти-пятнадцати лет. Работали по двенадцать часов за небольшой паёк, приходили домой и ждали, ждали с фронта папкиных писем.

Памятник таким ребятам стоит в нашем городе на проспекте Дзержинского.

С той поры прошло более семидесяти лет. Почти не осталось людей, которые победили в ту войну, победили и на фронте, и в тылу. Мы должны помнить о них всегда.

Источники информации:

http://www.turizmvnn.ru/article/ekspeditsiya-koshurnikova/

http://rzd-expo.ru/history/Abakan-Taishet/

Поставь лайк

up
Проголосовали 79 пользователей.
Автор: 

Комментарии

Замечательный рассказ! Автор

Замечательный рассказ! Автор проникновенно и искренне написал про те события, о которых в силу своего возраста знает лишь понаслышке. Горжусь, что такие юноши есть в молодом новом поколении России!

Добавить комментарий

Target Image