Гитарный подход: как раскрыть свой талант
Умение играть на гитаре всегда ценится в компании, на слетах и встречах у костра, в процессе организации творческих и благотворительных концертов. Для большинства гитара – это хобби, но есть люди, для которых игра на этом музыкальном инструменте становится профессией. Вера Васильевна Гончарова, ведущий преподаватель Новосибирского областного колледжа культуры и искусств, больше четверти века занимается обучением профессиональной игре на гитаре, организует специальные профильные смены «V четверть» и работу летней школы «Поиграем».
– Почему вы выбрали из всех музыкальных инструментов именно гитару?
– Можно сказать, что это была воля случая. Я тогда жила в Яровом, в Алтайском крае, и в детскую школу искусств пришла только в десять лет (по сегодняшним меркам это поздно). В более взрослом возрасте, когда уже сформировался организм, сложней научить человека играть на любом инструменте. Но если есть желание и способности, можно хорошо осваивать учебную программу. В моем становлении и как музыканта, и как педагога большую роль сыграла преподаватель по классу классической гитары Надежда Николаевна Тарасова. Она научила меня любить детей и музыку. Преподавать в новосибирской городской школе искусств № 29 я стала, когда сама еще училась на четвертом курсе музыкального колледжа.
– Как показывает ваша практика, дети сами хотят научиться играть на гитаре или это желание родителей?
– Часто бывает так, что родители предлагают детям научиться игре на гитаре. В таком случае задача педагога – увлечь и повести за собой в мир музыки. Есть ребята, которые самостоятельно выбирают этот инструмент, начинают учиться с большим желанием, поэтому результаты появляются быстрей. Игра на гитаре – это большой труд, хотя существует иллюзия, что освоить несколько аккордов просто.
Ловкость рук и музыкальная техника
– Любого ребенка можно научить игре на гитаре или все-таки необходимо наличие музыкального слуха?
– Наличие музыкальных данных – это важных момент, но если они ярко не выражены, то их можно развить и скорректировать в процессе обучения: слух, чувство ритма, музыкальную память.
– Есть ли упражнения, которые вы рекомендуете выполнять ежедневно?
– У каждого гитариста есть свой набор упражнений для разыгрывания, для улучшения техники и качества звука. Я предпочитаю комплексы упражнений Х. Кеппеля, С. Теннота, Р. Изнаоллы и Э. Пухоля. Ежедневный комплекс упражнений подбирается для каждого ученика индивидуально, с учётом того, какие моменты в работе требуется улучшить.
– Сколько времени следует уделять игре на инструменте в день, чтобы достичь результата?
– Если ребенок учится в младших классах, то достаточно 40 минут занятий в день. Чем старше ученик, тем сложнее становится программа (и в плане техники, и в плане образной сферы – очень важно уметь воплотить замысел композитора), поэтому ребятам, которые хотят связать с этим свое будущее, нужно заниматься не менее 2-3 часов в день.
– Что важнее в музыке: виртуозная техника, точность, эмоция, экспрессия? Или должен быть какой-то баланс?
– Хорошее владение техникой позволяет гитаристу исполнять разные произведения, но нельзя руководствоваться только виртуозной игрой. Есть разные техники: не менее сложно играть медленно, связно и выразительно. Чтобы передать замысел композитора, идею и спектр ощущений, нужны знания и опыт в сфере грамотного прочтения произведений.
Педагогические секреты и эффект сцены
– С какими сложностями сталкивается преподаватель игры на гитаре?
– Хороший педагог может не только научить качественной и осмысленной игре, но и спрогнозировать важные моменты в обучении, выбрать способы преодоления сложных моментов, например, в формировании свободного и грамотного игрового аппарата (посадка гитариста, постановка рук, грамотное и качественное звукоизвлечение), преодолении сценического волнения.
– Как научиться выступать на сцене без сбоев и ошибок?
– Нужно больше играть перед зрителями. Также может помочь игровой подход: когда на занятиях в классе ученик представляет, что он сейчас выступает на сцене. Такой прием помогает справиться с волнением и неуверенностью.
– Некоторые педагоги говорят, что лучше обучаться на мастеровых, а не фабричных гитарах?
– Мастеровые гитары – это гитары ручной работы, их делают из массива дерева, выверяя каждый тон. Конечно, инструменты, сделанные руками мастера, имеют колоссальное отличие в звуке от фабричных гитар, произведенных потоком. Ученикам старших классов имеет смысл приобрести мастеровую гитару, так как такой инструмент дает совсем другое звучание – объем звука, динамику. Мастеровой инструмент расширяет границы юного гитариста.
– Не все ваши ученики связывают свою жизнь с музыкальной сферой. Что им дает музыкальное образование?
– В моем классе обучаются разные ребята. Они становятся физиками, архитекторами, дизайнерами, докторами, но всех их объединяет музыка. Она в нашей жизни настолько важна, что её значение не переоценить. Мы отдыхаем, слушая музыку; наслаждаемся мелодией, которая отражает наше настроение; при ее помощи создаем и делимся образами и смыслами. Музыка – это чистая энергия, которой можно обмениваться. Когда я выступаю на концерте, для меня важно быть на одной волне со слушателями, отдавая эмоцию – получать другую взамен.
Комментарии
Никита replied on Постоянная ссылка (Permalink)
Вера Васильевна -
Добавить комментарий