Back to top

Эволюция причёсок школьниц

В будущем учебном году школа № 92 г. Новосибирска готовится отмечать 30-летний юбилей. С сентября 2016 года коллектив школы вернулся к традиции прошлых лет – ношению единой формы. С одной стороны, обязательными стали: деловой стиль, синий цвет, наличие нашивки с логотипом школы. С другой стороны, ученики не выглядят абсолютно одинаково, что подтвердила акция «Школьник в школе»: в октябре 2016 года все желающие придумали и сфотографировали множество вариантов того, каким может быть образ современного ученика школы 92. По материалам акции видно, что сохранять индивидуальность каждого позволяют рубашки и блузки различных пастельных тонов, аксессуары и, конечно же, причёски.

«У школьника должна быть аккуратная причёска», – говорили педагоги, когда в начале года знакомили учеников с новыми требованиями к учебному виду. Но это понятие размыто. Мальчикам и юношам зачастую достаточно своевременно посещать парикмахера, чтобы их голова выглядела аккуратно.

А какую причёску делать в школу девушкам? Есть ли жёсткие правила, которые нужно соблюдать школьнице при выборе причёски? Если нет сейчас, то можно ли найти их в опыте прошлых лет?

Эти проблемные вопросы актуальны в большей степени для старшеклассниц, ведь  все они делают себе причёски самостоятельно, многие ориентированы на ношение длинных ухоженных волос и индивидуальность в их укладке.  Мой личный интерес к причёскам вызван обучением в школе эстетического развития «Лаборатория имиджа» по направлению парикмахерского искусства. Для школьного сообщества в целом изучение эволюции причёсок учениц значимо тем, что переход к новой форме предполагает и эстетичность волос, уточнение требований к уходу и укладке как к части единого образа ученика. Кроме этого, проделанная работа отличается новизной, ведь раньше никто в школе № 92 не изучал тему, связанную с причёсками, а богатый материал для этого имеется в музее истории образовательной организации.

С помощью различной литературы удалось выяснить, что причёска – это способ дополнения собственного образа с помощью укладки волос. При создании причёсок стоит брать во внимание характеристики волос (длину, натуральность, структуру, направление роста). При описании причёсок учитываются силуэт и форма, стиль (связанный с предназначением), способ укладки, степень ухоженности волос. Понятие «школьная причёска» в литературе вообще отсутствует.

Интересно, что к причёскам в школе № 92 за 29 лет её работы никогда не выдвигалось строгих требований. Единственное, что внутришкольные правила всегда устанавливали для девушек жёстко – следить за волосами во время некоторых уроков: на физ-ре (собранные волосы позволяют активнее двигаться); на технологии (при работе за швейной машинкой и на кухне волосы убираются под платок); во время некоторых лабораторных работ по химии и физике (при использовании реактивов и отдельного оборудования волосы заплетают, собирают в хвост или хотя бы откидывают назад).

На фотографиях из музейных альбомов можно составить впечатление о типичных причёсках разных лет.

Снимки 1987-1993 годов показывают, что волосы старшеклассниц чаще всего короткие или средней длины. Силуэты полуприлегающие или даже чаще декоративные. Пышные банты – только по праздникам либо у учениц начальной школы. Среди девушек в моде явно начёс.  Судя по виду, делался он однотипным способом без учёта формы лица, особенностей волос, наряда. Такой начёс представлял собой большой объём на макушке, иногда дополненный такой же пышной длинной чёлкой. Чтобы достичь подобного эффекта, наверняка широко применялись бигуди. Аксессуары мало использовались или же вообще отсутствовали. Исключение – особые события, такие как начало и завершение учебного года, когда даже на короткие волосы крепили бантики и ленты.

Бигуди и ленты применялись также обладательницами длинных волос, но их на фотографиях почти не найти. Из неформальных бесед со старшеклассницами, чьи мамы тогда как раз учились в нашей школе, можно узнать: ухаживать за длинными волосами было сложно. Они требовали больше времени, специальных средств, которые проблематично достать. В итоге длинные волосы сохраняли лишь те, у кого они были густыми и красивыми от природы. Чаще такие волосы оставляли распущенными, подкручивая снизу на бигуди. Некоторые заплетали простые косы, которые с помощью бантов и лент можно было закрепить в так называемые «баранки».  

1993-1999 годы. Постепенно короткие волосы исчезают с фотографий старшеклассниц. Самая распространённая длина – немного ниже плеч. Однотипный начёс выходит из моды. Девушек с длинными волосами по-прежнему мало. Волосы любой длины либо собирали в простой хвост, либо оставляли распущенными (соотношение этих причёсок – примерно 50 на 50). На смену объёмным силуэтам приходит прилегающий. Создаётся ощущение, что большинство девушек не занимались своими причёсками целенаправленно, а просто мыли и высушивали волосы, иногда собирая их обычной резинкой. 

2000-2005 годы – период моды на индивидуальность. Всё больше становится девушек с волосами чуть ниже средней длины. Волосы в этот период не хаотично высушивали, а старались сделать гладкими, с эффектом «ветра в волосах». Завивка перестала быть повседневной, кудри – только для праздничных дней. Проборы стали более аккуратными, продуманными, связанными с чертами лица и структурой волос. По стилю чаще всего встречалась классика. При анализе фотографий бросается в глаза, что значительно лучше выглядят кончики волос. Они смотрятся более плотными, здоровыми. Возможно, на это повлияло то, что повысилась доступность ухаживающих средств. И вышли из широкого обращения советские бигуди, которые серьёзно портили волосы. На фотографиях с уроков, где нужна подвижность или соблюдение правил безопасности, можно встретить хвосты на волосах средней и значительной длины. Их старались делать разнообразно: с несколькими резинками, перехватами. Отрастающие чёлки нередко закрепляли заколками без каких-либо украшений.

В 2006-2011 годах произошло некоторое возвращение к началу жизни школы. В моде спортивные причёски полуприлегающих силуэтов (на волосах средней длины) либо фантазийные причёски декоративного силуэта на длинных волосах. Только объём достигается уже не за счёт грубого начёса. Школьная мода снова обращается к завивке. Мелкие мягкие кудри, крупные локоны – всё это подчеркивает нежность, юность, хрупкость девушек. Челка была очень популярна с волосами любой длины. Короткие волосы встречаются редко, точно подобраны к типажу их обладательниц. Впервые большое внимание уделено аксессуарам: ободкам и заколкам с цветами, бусинами, камнями. Можно встретить даже современную вариацию начёса. Только теперь он сделан аккуратно, сдержано, подчёркивает округлую форму головы и не слишком выделается. Волосы сохраняют ухоженность и здоровый вид. 

Ближе к настоящему времени всё большую популярность приобретают косы. И это уже не трёхпрядное плетение, а сложные и разнообразные варианты оформления причёски. Например, французская выворотная коса (с сильно выпущенными прядями).

Работа с архивными фотографиями в музее истории школы в определённый момент привела к затруднению. Поэтому отношение к причёскам современных старшеклассниц было выявлено с помощью опроса. Оказалось, что девушки с длинными волосами, которых в 8-11 классах 50%, предпочитают распускать волосы, не забывая при этом про кудри. Так же они готовы любят приходить в школу с хвостами или косами (преимущественного двойного плетения). У девушек с волосами средней длины схожие предпочтения, при этом они тяготеют к французским мотивам (в оформлении кос и кудрей). У девушек с короткими волосами лидирует укладка феном.  

Узнавая о результатах опроса, школьницы проявляли интерес к тому, есть ли среди типичных причёсок прошлого такие, которые были бы уместны с наши дни. Решено было воспроизвести на волосах современных старшеклассниц начёс и вышедшие из моды способы завивки; косы-баранки и многоуровневые хвосты. Для сравнения этим же школьницам-моделям было предложено попробовать современные способы завивки, подходящие их волосам; волосы, собранные с помощью элементов плетения (альтернатива хвостикам), а также сложные варианты кос.

Из бесед со старшеклассницами (и наблюдателями) во время создания перечисленных причёсок можно сделать вывод, что современные девушки вряд ли стали бы делать ежедневный начёс, ведь это скрывает их природную красоту и портит волосы. Многоуровневые хвосты из прошлых десятилетий уступают элементам плетения (они часто требуют дополнительного объёма в виде начёса, искажают форму головы), зато удачный способ завивки можно подобрать к самым разным волосам (как по длине, так и по структуре); наиболее удобна для этого конусная плойка. Девушкам хотелось бы чаще делать косы разного вида, но мало кто умеет заплетать сам себя. Так возникла идея проведения тематических мастер-классов с взаимным обучением школьниц тому, как быть неповторимой и прекрасной в школьные будни и праздничные события. 

Поставь лайк

up
Проголосовали 17 пользователей.
Автор: 

Добавить комментарий

Target Image