Этому не научат в школе
Приходишь в школу, петляешь по давно знакомым коридорам и думаешь. Нет, не так. Мучительно гонишь от себя мысль о дальнейшем будущем, которая выходит за рамки: «А какой следующий урок?».
Идёшь по знакомым улицам и тупикам, видишь знакомые куртки и рюкзаки, мерно жужжащие и плывущие по течению к маршруткам, которые повезут их дальше к уютному плену тёплых комнат.
Тебя друг треплет по плечу: «Чего задумался?». А ты гонишь от себя одну единственную мысль. Ну знаешь, которая выходит за рамки: «А что там сегодня на обед?». Она о будущем.
Ночь, день, снова ночь и снова день. Ты идёшь и волком воешь, идёшь и гонишь мысли прочь. Да только пока тебе ещё долго не видать покоя. Только спросишь: «А долго — это сколько?». Ну, не знаю, может всю жизнь?
Можешь молчать, можешь гнать мысли прочь, можешь смеяться над моими репликами, которые все невпопад и все не туда, но я знаю, почему ты ночью не спишь.
Я знаю, что за мысли ты гонишь прочь.
Давай я начну, а ты закончишь?
Само…
«Да, само пройдет»!
«Само найдётся»!
«Само придёт»!
Всё не туда, всё невпопад, мой друг!
Как думаешь – почему я так оптимистичен? Почему я врываюсь в твой круг серых мыслей, как ночной любитель «початиться»?
Друг мой, не пройдёт само.
Друг мой, не найдётся само.
Друг мой, не придёт само
…определение.
«Будущее, огромные возможности! Всё это ждёт вас! Всё это у ваших ног…»
Знаешь, то самое будущее, которое выходит за рамки сегодняшнего дня.
Попробуй сказать, что тебе не страшно. Даже если ты самый смелый – я тебе не поверю.
Почему?
Времени всё меньше, мой друг! Оно по секунде, по минуте уходит. И куда же? На щенят? На котят? На «топ-десять»?
И знаешь что? Когда я говорю «дальше» — я говорю не о пятидесятилетних бабушках. Я говорю об обозримом будущем. Оно так близко, но в то же время так ужасно далеко…
Поэтому-то ты ничегошеньки не решил?
Потому, что всё можно отложить на завтра?
Но знаешь, я тебя не виню.
А часто ли ты бываешь на уроках Выбора Профессии? Над словом «профессии» можно поставить кавычки, наверное, размером с целый дом или с «Эмпайр стрит билдинг». Не как в Дубае, но смысла в этом столько же. Такого смысла – абсолютно абстрактного и ни разу не понятного.
Стоп, стоп, стоп!
Не нужно снова пускаться в объяснения — об учебном плане, об оценках, о политике…
Мне это не нужно.
Вашим ученикам, дорогой учебный план, это не нужно. Им нужен совет.
Просто совет. Может, где-то разговор по душам, может, где-то рука, вытаскивающая из бездны.
Да, из бездны. Думаете, школа — «золотая пора»? Думаете, присказка «в универе хуже» помогает? Нет, знаете, люди разные бывают. У кого-то сын или дочь ходят по острию ножа, играют в свободу, смысла которой даже не понимают. У кого-то шатаются по улице — ни дать ни взять неприкаянная душа. Где-то кто-то на них давит, говорит «мирись, что бы ни случилось, какая бы несправедливость не случилась — мирись». Думаете, этого хотят дети в шестнадцать лет? Думаете, про это хотят слушать дети, которым хочется той самой «золотой поры»?
И что же? Психолог-фальшивка сидит у себя в кабинете с плюшевыми котятами на первом этаже, этажом выше лицемеры, рядом самое настоящее дно. Вот как вы помогаете детям? Вот так вы стоите насмерть за своё драгоценное будущее?
Кто подаст вам воды в пятьдесят лет? Дочь, которая исчезла много лет назад? Кто вам поставит укол? Ваш сын-алкоголик, у которого руки трясутся?
«Помоги себе, помоги своему будущему!».
О, а эти заголовки в учебниках по систематизации систем… О, как эта тавтология вязнет на зубах!
Посмотрите на себя! Система ради системы. Зачем эти тесты по профориентации? Чем это должно помочь? Буду ли я жить в вашем идеальном городе у кисельных берегов? Мне нужна система для фактов, а что же я получаю взамен?
«Мир, полный возможностей». Ну и где они? Где же эти возможности?
Какой смысл мне знать значение слова «самореализация», если сути значения-то и нет? Но что же, мой драгоценный учебный план. Я пишу контрольную по основам выбора профессии, о, и она мне очень нужна!
А теперь внимательно вчитайся в эти символы перед тобой: я всё ещё НЕ ИМЕЮ НИ МАЛЕЙШЕГО ПОНЯТИЯ, КЕМ ЖЕ МНЕ БЫТЬ.
Большое предложение? Много символов? О, в этом предложении вся моя дилемма, вся моя некрасивая, не философская — моя эгоистичная проблема.
Хм, ко мне, давно приевшийся учебный план, пришли люди из пенсионного фонда. Милая девушка, которая рассказывала мне о важности будущих накоплений, о том, что никто не позаботится обо мне, кроме меня самой.
Да я не знаю, что мне делать сейчас, не говоря уже о том, что я не имею представления, что произойдёт через пятьдесят лет!
Так где же все мои возможности?..
Добавить комментарий