«Есть такая профессия – будущее создавать»
Каждый из нас немного педагог и у каждого человека есть способность к преподаванию. Старшие дети наставляют младших, родители воспитывают своих детей, дедушки и бабушки – внуков. Когда ты обучаешь чему-то, даже не очень важному, чувствуешь, что делаешь что-то для другого человека хорошее. Вся суть жизни людей – это передача знаний. Это видно в том, как сохраняются традиции и переходят к нам из поколения в поколение.
Профессия «педагог» – одна из самых древних. Способы преподавания менялись вместе со временем, но значимость в обществе не потерялась.
Лично для меня учитель – это тот, кто учит маленьких и взрослых, обучает их уму-разуму, всему новому. Он знает больше, чем я и окружающие. Миссия педагога – научить детей хорошему, правильному. При этом педагог может не только улучшить будущее человека, но может испортить его. Хороший педагог должен быть для детей настоящим другом. А еще говорят, что бывших педагогов не бывает.
Совсем недавно я познакомилась с бывшей учительницей и мне стало интересно, почему она ушла и что вообще это за профессия – педагог. Чем она отличается от других? Учительницу зовут Екатерина Александровна и она согласилась на интервью со мной. Договорившись о встрече после уроков, я в течение часа общалась с ней по моим вопросам.
– Спасибо, Екатерина Александровна, что согласились пообщаться. Обычно учителя очень заняты и у них нет времени на общение. Раскройте немного секреты вашей прошлой деятельности. Приносила ли вам радость ваша профессия?
– Я отработала около 10 лет. В тот момент моя профессия мне приносила радость. Я шла на работу с таким удовольствием, заходила в кабинет – видела светящиеся глаза детей и их улыбки. Мне настолько было приятно с ними работать, я забывала про все трудности, про все проблемы, про все жизненные неудачи. Очень любила ребятишек. Когда начинала работать, у меня были прекрасные классы, прекрасные дети. Даже директор школы удивлялся, почему на уроках у меня такая дисциплина, хотя я была очень-очень молоденькой девушкой. Вот как-то, наверно, я заинтересовывала детей своим материалом, своим предметом, а мне было очень приятно смотреть в их глаза.
– Были вы на одной волне с учениками?
– О, да! Когда я работала, я была на одной волне с теми учениками, у которых я была классным руководителем. У нас была небольшая разница в возрасте. Когда я пришла работать, мне дали 10 класс. Я, молодая девушка, только окончила институт, и мне сразу дают взрослых ребят 10-го класса. Но, не смотря на это, мы мгновенно нашли с ними общий язык и были как единое целое. На уроках они сидели тише воды ниже травы. Сначала не очень общение ладилось, но потом, конечно, мы начали общаться с ними и на всех мероприятиях, конкурсах я участвовала вместе с ними, и мы занимали только первые места. Мы были лучшим 10-м, 11-м классом.
– Использовали ли вы игры в педагогическом процессе?
– Конечно. Игра – это один из инструментов, через который проходит любое обучение. Обязательно.
– Какое настроение у вас было после занятий?
– Усталость, конечно, присутствовала, но в силу молодого возраста она не ощущалась, как сейчас. Мы еще вечером приходили, готовились к каким-то мероприятиям, плюс я еще вечером приходила домой и готовилась к следующим занятиям, поэтому силы хватало, небольшая усталость была, но ничего меня в тот момент не пугало и не вызывало беспокойства.
– Когда ученик выводил вас из себя, что вы делали?
– Таких случаев не было, чтобы меня выводили из себя. Я пару случаев помню, но это скорее была моя вина, может мое настроение как-то на тот момент было не очень. Я до сих пор помню, как на кого-то я повысила голос, но не думаю, что они тогда обиделись на меня, потому что дыма без огня не бывает, и они в чем-то были тоже виноваты. Но точно не выводили меня из себя. Не было такого.
– Мешала бы сейчас такая работа вашей личной и семейной жизни?
– Сейчас бы наверно мешала. Потому что не хватало бы времени в сутках, а я хочу больше времени посвящать семье.
– Каких результатов вы хотели добиться, когда работали учителем и какие результаты были?
– Если брать с точки зрения моего предмета, то мои дети участвовали в олимпиадах достаточно неплохо. На экзаменах выпускных, ЕГЭ, дети получали хорошие баллы и поступали в медицинский институт, училище, сельскохозяйственной институт.
– Есть ли ученики и педагоги, с которыми вы общаетесь до сих пор?
– Есть такая социальная сеть – одноклассники. Может быть она не так популярна, как Вконтакте или телеграм, но для меня она дорога тем, что там, с того момента, как она появилась, в основном находятся мои ученики и мои коллеги.
– Если бы вам дали возможность поменять профессию тогда и сейчас, на какую бы вы ее поменяли?
– В то время, когда я была молодой счастливой девушкой, у меня не было семьи, не было детей, мужа, тогда я бы не поменяла свою профессию. Мне очень нравилось, я любила детей, меня увлекал весь этот процесс, я везде с ними участвовала, выступала, мы готовились к каким-то конкурсам, мероприятиям. Я так усердно готовилась к каждому занятию, придумывала какие-то интересные фишечки, изюминки, чтобы было интересно детям на уроке. Если смотреть сейчас, когда у меня появилась семья, какие-то другие заботы, интересы, я уже стала взрослым человеком, конечно, я бы уже не оставила эту профессию – поменяла бы ее. Очень много педагогическая деятельность забирает сил, энергии и времени, в том числе, личных. Отдыха практически нет совсем.
– Какой график работы вам был бы удобнее всего?
– По своей сути я сова, люблю утром долго поспать. Поэтому вставать рано для меня очень тяжело. Больше подходит график работы с 10 утра до 5 вечера. Остальное время я хочу посвятить себе и семье.
– С какими чувствами вы вспоминаете школу, в которой учились сами?
– С разными. У нас был очень хороший класс – ребята все простые, все из обычных рабочих семей, и мы были очень дружны. Я вспоминаю всегда классные часы, которые мы проводили вместе, как нам было весело и интересно. Когда мы учились со второй смены, мы всей гурьбой ходили домой. Я жила дальше всех. И вот мы толпой выходили вечером, уже темно было, шли, пели песни очень громко по улице. Такая улица у нас была длинная-длинная, вниз от школы к реке. И мы пели песни, обкидывались снегом, и смеясь доходили до дома. Когда я приходила домой и открывала портфель, у меня все учебники и тетради были в снегу. Я это все сушила, плакала, что где-то испорчено было. Мама мне помогала гладить утюгом, разглаживать эти страницы. Зато весело было.
– Как вы учились в школе?
– Я училась хорошо в школе. Всегда старалась, не любила до ужаса пропускать уроки, никогда не сбегала с них. Только один раз с физики и то мы всем классом сбежали. Я до сих пор этот урок помню. Но почему-то нас тогда не ругали, не знаю почему. Больше всего любила я урок биологии. У нас был замечательный педагог, обожала его. У него были настолько интересные уроки, что за счет них я и выбрала эту профессию – учитель биологии и географии.
– Считаете ли вы себя примером для подражания?
– Нет, не считаю. Если кто-то хочет у меня какие-то положительные черты характера скопировать, ради Бога. А так – нет. Не считаю.
– Что у вас вызывает беспокойство, глядя на детей этого поколения?
– Вызывает беспокойство то, что очень они мало общаются друг с другом. Не хватает такого, как мы дружили – пели песни, обкидывались снежками. Да, это есть, но сейчас очень много времени занимают у нынешнего поколения гаджеты, телефоны. Вот это и вызывает беспокойство.
После беседы с Екатериной Александровной я поняла, что есть такие педагоги, которые могут держаться на одной волне с детьми, при этом не повышать голос и создавать комфортную среду для обучения. Я осознала, что профессия педагога очень важная и сложная, потому что работаешь с детьми и все они разные. Каждому не угодишь, но нужно подстраиваться. Про поколение я соглашусь с мнением педагога, так как тоже считаю, что нашему поколению не хватает общения. К сожалению, в нашей школе не хватает хороших учителей и было бы неплохо иметь побольше таких, как Екатерина Александровна – любящих свое дело, уважающих и понимающих детей.
Добавить комментарий