Back to top

Есть ли будущее у школьных печатных журналов?

Я – главный редактор общешкольного журнала для младших школьников и их родителей «Веснушка» гимназии № 16 «Французская», в пресс-центре уже третий год.

С 1998 года (28 лет) в нашей гимназии издавалась общешкольная печатная газета «Эхо», которая с прошлого года выходит только в электронном формате. Что значит в электронном формате? Это когда журнал, газету нельзя непосредственно взять в руки, толь посмотреть в Интернете. В электронной версии выходят всеми любимые журналы: «Весёлые картинки», «Юный натуралист», «Клёпа» и др.

Возникает вопрос: есть ли будущее у печатных журналов и не перейдёт ли наш журнал «Веснушка» в электронный формат?

Я провёл опрос (сам и попросил юнкоров «Веснушки») среди 2-х (2б, 2в), 3-х (3б, 3в) и 4-х (4а, 4 б) классов – в опросе участвовало 72 ученика нашей гимназии – и выяснил следующие: главная проблема детских интернет-журналов (я рассматриваю журналы только для начальной школы) – это доступ к читателю. Ученики, принявшие участие в опросе, не смогли назвать ни одного интернет-журнала. На вопрос читают ли они интернет-журналы – 69 учеников ответили «Нет», 3 – сказали «Да», но не смогли ответить какие. Совместного чтения с родителями тоже нет.

В интернете школьники в основном смотрят картинки и видео – 82 % (18% – затруднились ответить).

Из интервью со Светланой Александровной, библиотекарем гимназии, я выяснил, что ученики начальной школы активно смотрят и читают детские печатные журналы (68% опрошенных):

Свежий номер «Веснушки» – 1 место;

«Мурзилка» – 2 место;

«Непоседы» – 3 место и др. журналы.

На вопрос: «Что вас привлекает в журнале «Веснушка?» ученики отмечали, что из журнала можно узнать информацию обо всём, что происходит вокруг; журнал помогает узнавать о текущих событиях в стране, в гимназии, в начальной школе, в параллельном классе.

Школьников привлекает общение: в создании номера «Веснушки» участвуют от 30 до 50 учеников. Всего в редакции «Веснушки» 80 юнкоров. Современные школьники, будучи так называемым «медийным поколением», остро нуждаются в непосредственном живом общении. Интервью, опросы, проводимые юнкорами журнала, способствуют живому общению. При обсуждении нового номера журнала в пресс-центре проходит общение учеников разных классов, разных параллелей. В создании журнала принимают участие разные поколения, в том числе родители. Ребята могут опубликовать в издании свои работы, увидеть материалы друзей, одноклассников. Также там представлены развлекательные странички (ребусы, загадки).

Помимо этого, в журнале представлены рубрики:

– «Советы бывалых», где ученики 6-7-х классов делятся школьным опытом, например, что делать, если тебя обижают.

– «Зверье мое» – малыши рисуют и пишут о своих питомцах. Здесь обычно активно участвуют первоклассники и второклассники.

– «Сочинялки» – для тех, кто пишет стихи, рассказы.

Мы не ставили цель сделать развлекательную газету, поэтому в рубрике «Советы мудрой совы» малышам есть над чем призадуматься. Да и вся газета пестрит заданиями «Раскрась», «Угадай», «Подумай и ответь».

В рубрике «Опрос, опрос…» корреспонденты журнала опрашивают учеников, учителей, родителей по темам, которые их интересуют (например, как тренировать память, сколько времени ты делаешь уроки и т. д.).

Наша гимназия имеет длинную историю – 93 года! Нам хочется, чтобы малыши чувствовали это, тем более, что многие родители, а то и бабушки, дедушки учились в нашей школе. Поэтому посчитали уместным возникновение рубрики «История школы – история моей семьи». Какие удивительные истории мы получили, с какой теплотой родители, бабушки, дедушки вспоминают о своем пионерском, комсомольском детстве. На этой странице один дедушка рассказывал, как школа строилась; бабушка вспоминала, что в годы воины школа была госпиталем.

В журнале есть «Французская страничка» с заданиями на французском языке.

Познавательные страницы «Советы для родителей», «Спросите у психолога» адресованы родителям, а «Знай правила дорожного движения» и «Как готовить домашнее задание» адресованные ученикам. Журнал проводят конкурсы сочинений, стихов. Естественно, мы не могли обойтись без замечательных рисунков наших учеников.

Большая часть младших школьников (68%) читают журналы. Среди любимых журналов школьники назвали «Веснушку», «Непоседу», «Мурзилку», «Мишутку», «Филю», «Смешариков» и другие. В журналах им нравятся следующие рубрики: загадки, головоломки, стихи, рассказы, сказки, познавательные статьи про животных, викторины.  Анкетный вопрос «С какой целью ты читаешь журналы?» показывает, что ученики редко называют только одну причину обращения к журналам. И это правильно. Все указанные цели можно обозначить словом – развитие. А вот интернет-журналами пользуются только 3 человека. Многие учащиеся нашей гимназии про такие журналы не знают, а ведь польза таких ресурсов огромна, они позволяют младшему школьнику найти полезную информацию в любое время. Но всё же ничего нельзя сравнить с печатным журналом, который можно подержать в руках и, листая его страницы, узнать очень много интересного и полезного.

Я пришёл к выводу, что в жизни младшего школьника обязательно должны присутствовать журналы, так как они приносят большую пользу в развитии. К тому же, чтение журналов по интересам сближает детей и даёт возможность развиваться и пробовать себя в разных направлениях.

Смогут ли печатные СМИ выжить в цифровую эпоху?

Думаю, это зависит от нас – юнкоров – и от вас читатели.

Поставь лайк

up
Проголосовал 1 пользователь.
Автор: 

Добавить комментарий

Target Image